Профессор из Оксфорда считает современные исследования игромании бессмысленными
На Game Developers Conference 2019 со своим докладом выступил преподаватель из Оксфорда Эндрю Пшибыльски. Учёный пояснил некоторые тезисы, связанные с исследованием игровой зависимости. В частности, Эндрю предположил, что при текущих темпах развития общества большинство научных работ в сфере видеоигр носят манипулятивный характер и никоим образом не отражают реальный распорядок вещей.
Свою речь эксперт начал с исторической отсылки к тем временам, когда у социума сформировались первые представления о пользе и вреде компьютерных игр. В конце 70-х годов в Нью-Йоркской газете было опубликовано исследование, посвящённое видеоигре Death Race. Уже тогда авторы материала пользовались установками, которые оставались неизменными на протяжении многих лет.
- Игрок зачастую слишком сильно увлекается сюжетом, что в последствии может якобы негативно отразиться на его психике.
- В центре внимания – наиболее уязвимые группы населения. Например, дети.
- Если не удаётся доказать ущерб от видеоигр в отношении кого-то конкретно, то авторы исследований утверждают о вреде для социума в целом.
- В таких работах всегда присутствуют комментарии психолога, подтверждающие слова исследователя.
Критика оксфордского профессора
По мнению профессора Пшибыльски, вред от видеоигр можно условно поделить на следующие группы: порождающий агрессию и провоцирующий игроманию. И если первая группа достаточно субъективна, то со второй всё сложно. Нужно чётко осознавать какая трактовка вкладывается в термин «зависимость».
Данное слово используют довольно часто, но почти всегда оно имеет разный вес. Например, наркозависимость и зависимость от социальных сетей – это абсолютно разные недуги. Когда речь идёт о тяжелых формах наркозависимости, то обычно мы подразумеваем постоянный дефицит каких-то гормонов – например, дофамина. Связать зависимость от инстаграма с недостатком каких-то гормонов достаточно сложно. Науке до сих пор неизвестны все механизмы подобных недугов.
Профессор считает, что многие учёные в данной сфере существенно пренебрегают излагаемой информацией. Любые доводы и умозаключения, как правило, строятся на субъективной оценке самого исследователя. То есть я вижу, что у человека проблемы. А ещё я вижу, что он увлекается видеоиграми. Значит это должно быть как-то взаимосвязано.
Однако зачастую у приверженцев данной теории нет объективных доводов касаемо причин игрового недуга.
«Основная их точка зрения кроется в том, что абсолютно все игры одинаково вредны для какой-то конкретной группы людей. Как, допустим, все сигареты провоцируют зависимость, и неважно какой они марки или сколько в них содержится никотина», – поясняет эксперт. Даже если речь идет про азартные игры в интернете, играя на подобных ресурсах, некоторые люди испытывают моральное удовлетворение или выплескивают накопившуюся негативную энергию. Поэтому даже такие развлечения нельзя назвать абсолютным злом.
За последние несколько лет научным сообществом представлено порядка 200 исследовательских работ в сфере изучения игромании. Профессор ознакомился со всеми и пришёл к выводу, что большая часть этих исследований основывается на интервью с пользователями тематических форумов. Это практически тоже самое, что вести диалог с пациентами рехаба.
«И такие работы публикуются непрерывно. Ежемесячно я сталкиваюсь с новым похожим исследованием. И неизвестно когда тому настанет конец», – добавил профессор Пшибальский.
Почему принятие мер по борьбе с игроманией может быть бессмысленным?
Эксперт также предположил, что в нынешнем виде сфера видеоигр проживёт еще несколько лет. Дальше произойдёт неизбежный конфликт интересов между обществом и представителями власти. На данный момент правительство увлечено данной темой достаточно поверхностно.
Пока чиновники начнут вникать в более сложные механизмы, пройдёт ещё несколько лет. И вот тогда появятся ограничения в сфере разработки видеоигр. Причем многие из этих ограничений, как считает эксперт, будут бессмысленными.
- Admin
- 656