Штурмовик Су-25

Работа по созданию штурмовика Су-25 началась в ОКБ П.О.Сухого в середине 70-х годов, когда стало ясно, что принятое в 1956 году решение об упразднении штурмовой авиации и передаче ее функций истребителям-бомбардировщикам является ошибочным. При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов. В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья Су-25 в количестве 12 машин уже участвовала в боевых действиях в Афганистане.
Самолет представляет собой одноместный двухдвигательный высокоплан. Крыло имеет стреловидность по передней кромке 20° и снабжено мощной механизацией, включающей закрылки, элероны, маневровые предкрылки и расщепляющиеся тормозные щитки на законцовках консолей крыла. Конструкция планера самолета и всех его систем создавалась с учетом назначения самолета для непосредственной поддержки войск, действий с малых и сверхмалых высот над полем боя. Поэтому на нем широко применяется броня из титановых сплавов. Например, цельносварную броневую конструкцию представляет собой кабина летчика. Живучесть обеспечивают взрывобезопасные топливные баки, дублирование и надежная защищенность всех систем. Для управления самолетом, например, используются тяги диаметром 40 мм. Пуля калибром 12,7 мм такую тягу перебить не может. Двигатели штурмовика размещены по обе стороны фюзеляжа. Они заслоняют собой топливные баки и отделены от фюзеляжа броней, что тоже немаловажно для живучести самолета. В сочетании с такими активными средствами защиты, как радиоэлектронное противодействие, тепловые ловушки и дипольные отражатели, это способствовало, например, тому, что во время боевых действий в Афганистане на каждый потерянный самолет приходилось 2800 часов боевого налета. На первых модификациях штурмовика устанавливались турбореактивные двигатели Р-25 Ш с тягой 4100 кгс, впоследствии на смену им пришли более мощные двигатели Р-195 с тягой 4500 кгс. Кроме повышенной мощности эти двигатели отличаются меньшей интенсивностью инфракрасного излучения. Мощные двигатели, механизация крыла и трехстоечные шасси с пневматиками низкого давления позволяют эксплуатировать штурмовики на грунтовых аэродромах. В практике эксплуатации были случаи, когда с размокшей взлетно-посадочной полосы Су-25 мог взлететь, а автомобиль-топливозаправщик подойти к нему был не в состоянии.
Штурмовик создавался как простая и дешевая боевая машина с относительно несложным радиоэлектронным оборудованием. Опыт Афганистана показал, что для таких самолетов действия над полем боя становятся все более проблематичными. В прошлое уходят визуальная навигация и разведка. По этой причине созданные в последнее время модификации самолета оснащены всем необходимым современным радиоэлектронным оборудованием.
Штурмовики Су-25 вооружены встроенной двуствольной 30-мм пушкой с боекомплектом 250 патронов. На восьми балочных держателях под консолями крыла может быть размещена боевая нагрузка весом в четыре тонны. Это могут быть восемь 500-кг авиабомб или 32 бомбы калибром 100 кг, 256 неуправляемых ракет калибром 57 мм. В комплект его вооружения входят неуправляемые ракеты калибром до 240 мм, а также управляемые ракеты весом 350 или 650 кг. На самолете могут быть подвешены контейнеры с противотанковыми авиабомбами, баки с напалмом, дополнительные топливные баки.







Длина, м 15,36
Высота, м 4,8
Площадь крыла, м2 33,7
Масса пустого самолета, кг 9500
Масса нормальная взлетная, кг 14600
Масса максимальная взлетная, кг 17600
Масса топлива нормальная, кг 5000
Максимальная скорость у земли, км/ч 975
Максимальная скорость на высоте, км/ч 1004
Практическая дальность, км 1850
Боевой радиус действия у земли, км 750
Боевой радиус действия на высоте, км 1250
Практический потолок, км 10
Максимальная высота боевого применения, км 5
Максимальная эксплуатационная перегрузка, g 6,5
Количество ПТБ 2
Экипаж, человек 1
ДвигателиТип Модель Кол-во Тяга одного, кН
ТРД Р-195 1 88.26
Авиационное артиллерийское оружиеТип Модель Калибр, мм Кол-во Боекомплект
пушка ГШ-30 30 1 250
Авиационные средства пораженияТип Модель Масса, кг Кол-во
бомбы С лазерным наведением 8
бомбы 500 10
бомбы 250 10
бомбы 100 32
бомбы Бронебойные
баки Напалмовые
НУР С-8 57 10
НУР С-13 80 10
НУР С-24 240 10
НУР С-25 340
УР ?воздух-воздух? Р-60
УР ВП Х-25МЛ, Х-29Л
контейнер СППУ-22 с 260 патронами
МодификацииМодель Описание
Су-25УТ, Су-25УБ двухместные учебные и учебно-боевые самолеты различного назначения (1979 ? 1989 гг.)
Су-25УБК экспортный вариант самолета Су-25УБ
Су-25УТГ двухместный самолет для отработки техники посадки с использованием наземных и палубных аэрофинишеров (1987 г.)
Су-25БМ самолет-буксировщик мишеней (1984 г.)
Су-25К экспортный вариант Су-25
Су-25Т, Су-25ТМ штурмовик с новым радиоэлектронным оборудованием и вооружением (1990, 1993 гг.)
Су-25ТК экспортный вариант Су-25Т (1991 г.)
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.