💔 «Нельзя прекращать поиски — каждая минута на вес золота»
Тысячи людей следят за сводками из сибирской тайги, надеясь на чудо. Уже девятый день ищут семью Усольцевых из Железногорска — 64-летнего Сергея, его 48-летнюю жену Ирину и их пятилетнюю дочку Арину. Вместе с ними пропала и их собака — корги по кличке Лада.
Семья ушла в короткий поход по сибирской тайге и не вернулась. Поиски продолжаются, но осложняются погодой — дожди, холод, туман. На утро 6 октября в операции участвуют 356 человек.
По данным Следкома, точное место, где телефоны пропавших последний раз выходили в сеть, до сих пор не установлено — связь в тех краях нестабильная.
В последний раз исчезнувших видели живыми днем 28 сентября. Их заметили на подступах к горе Буратинка туристки. То есть, свою цель — подножие заветной горы — семья либо достигла, либо была в двух шагах от нее. И именно там произошло нечто непредвиденное и страшное, заставившее группу сойти с проторенной тропы. Что могло случиться? И какие шансы у Усольцевых выжить в дикой природе?
Думали, что успеют до непогоды
Известно, что 28 сентября примерно в полдень семья Усольцевых покинула базу отдыха в поселке Кутурчин. И супруги, и их дочка были в облегченной одежде. Они сказали работнику базы, что просто прогуляются до горы Буратинка и вернутся назад. По словам друзей, глава семьи увлекался походами, его жена тоже была заядлой туристкой. Неспешный путь туда и обратно с маленьким ребенком по тропе должен был занять не больше трех-трех с половиной часов. Казалось бы, это легкая разминка для опытных туристов.
Но, отправившись на нее, они совершили первую роковую ошибку. Они знали о прогнозе погоды — надвигающемся ветре и снеге. Именно из-за этого не собралась организованная группа для похода с гидом. Но супруги решили рискнуть и пойти сами. Видимо, надеялись, что «проскочат» в погодное окно, успеют вернуться до ненастья. Но нарушили ли они еще одну туристскую заповедь – даже уходя ненадолго брать с собой спички, запас теплой одежды и другие вещи для выживания? Пока никто не знает.
Куда они могли деться?
Вопрос, который не дает покоя спасателям, волонтерам и всем, кто следит за поисками: куда могли пропасть Усольцевы с проторенной тропы? Ведь в группе был маленький ребенок и собачка, которые не могли идти быстро. Да и рельеф горной тайги не располагает к скоростному передвижению. Вероятно, разгадка в том, что искать их стали не сразу. Взрослый сын супругов живет отдельно и забил тревогу после того, как коллега матери сообщила ему в начале рабочей недели, что женщина не выходит на связь, а на выходных собиралась в поход. Заявка на поиски поступила в поисковый отряд «ЛизаАлерт» Красноярского края 1 октября.
Почему они сошли с тропы? Эксперт выдвигает версию, которая объясняет многое. Версию, основанную на человеческой психологии.
— Я предполагаю, что их могло что-либо испугать. Все, что угодно. Например, проходящее животное. Могли себе «накрутить», что это кто-то представляющий опасность, вроде медведя. Что-то увидели, начали себя психологически «подстегивать», накручивать друг друга и, соответственно, страх распространялся в группе больше и больше. Психическое состояние членов группы играет огромную роль, — объясняет эксперт.
Их могла застать врасплох и резкая смена погоды, к которой оказались не готовы, решили сойти с маршрута, укрыться и переждать.
И вот здесь — ключевой момент. Испугавшись или пытаясь укрыться от ненастья, люди могли отклониться от маршрута далеко в сторону. Очень далеко.
— Я думаю, они спокойно могли уйти за день до двадцати километров по радиусу. Это большая площадь, а искать их начали не сразу.
В тайге на них обрушилась снежная буря
Самое страшное началось потом. Пока семья блуждала, природа обрушила на них всю свою мощь. Именно 28 сентября погода резко изменилась, тайгу накрыла снежная буря, и температура воздуха ушла в минус не только ночью, но и днем.
И здесь встает вопрос жизни и смерти: во что пропавшие были одеты? Если легко, то насколько?
— Если бы они были одеты тепло, тогда больше шансов спастись при минусовой температуре. В легкой одежде уже сложнее, — сдержанно комментирует Грязин.
Спасительный огонь
Казалось бы, все против попавших в беду туристов. Но эксперт видит и лучик надежды. И он — в туристическом опыте семьи. Игорь Грязин не считает ситуацию абсолютно безнадежной:
— Если они взяли спички, то шансы на выживание резко вырастают. Это принципиально все меняет. Они могли развести костер, постоянно поддерживать его и греться. Там достаточно густая тайга и понятно, что хворост и ветки можно найти.
Но одного костра мало. Нужно укрытие. Предположительно, палатки у семьи с собой не было. Но, по словам Грязина, у опытных походников были и другие варианты.
— Они могли найти охотничью избушку, соорудить шалаш или приспособить под жилище грот, выложив его лапником. На такие случаи нужно понимать, насколько густая сеть избушек в той местности, гротов и пещер, других возможных укрытий.
Могут протянуть на ягоде и других дарах тайги
Еще один важный вопрос — пропитание. Чем люди могли питаться все эти дни? Эксперт успокаивает: тайга в это время года не бесплодна.
— Там черника есть и брусника, кедровые шишки. С точки зрения поиска пищи шансы выжить есть, можно протянуть на подножном корму. С водой тоже проблемы нет.
Сейчас самое важное — не останавливаться.
— Прекращать поиски нельзя. Счет идет на часы. Считаю, что в этой местности, достаточно локальной, густо насыщенной населенными пунктами, есть шансы отыскать семью.
А что же слухи? Вдруг семья наткнулась на браконьеров? Или на скрывающихся преступников? Соцсети полнятся самыми невероятными версиями исчезновения людей. Места, в которых пропали Усольцевы – туристические, и ранее ничего подобного там не случалось. Да и зачем нападать на пожилого мужчину и беззащитных женщину с ребенком, у которых с собой нет ничего ценного? Их машина осталась в поселке, она цела и невредима. Скорее уж, мифические злодеи могли вывести заблудившихся из тайги за вознаграждение, чтобы получить хоть какую-то прибыль. Нападение диких зверей на группу людей с собакой тоже маловероятно.
И еще одна загадка: в первый день поисков некоторые люди слышали в тайге собачий лай. Но его нельзя однозначно идентифицировать: в горно-таежной местности звуки распространяются обманчиво. Собака могла лаять и в населенном пункте за несколько километров.
Последняя надежда
Итак, что мы имеем? Семью опытных туристов могло что-то испугать или заставить сойти с тропы. Она даже с ребенком могла уйти на двадцать километров в сторону только за один день. Пропавшие пережили резкое похолодание.
Но у них был шанс спастись. Если они не поддались панике и смогли развести костер. Если они нашли хоть какое-то укрытие — пещеру, избушку, соорудили шалаш. Если они питались таежными дарами.
— В конечном итоге все зависит от психологического состояния этой группы, в которой были маленькая девочка и женщина. Насколько люди были эмоционально готовы к правильным действиям: остановиться на месте, развести костер и сделать хоть какое-то укрытие?
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.