"Mercedes-Benz 500K": призрак шоссе
Mercedes-Benz 500K (W29)
Передо мной поблескивал хромом великолепный кабриолет Mercedes-Benz 500K выпуска 1934 года. Осталось лишь завести мотор и, послушав утробное ворчание его восьми цилиндров, плавно тронуться в путь.
Начало легенде о компрессорных Mercedes было положено в 1921 году, когда в гонке по дорогам Сицилии за Кубок и памятную табличку графа Флорио никому в ту пору не известный Макс Зайлер пришел первым на также ранее никому не ведомой модели Mercedes 28/95PS. Столь необычное обозначение сообщало, что двигатель машины в ?атмосферном? режиме выдавал 28 лошадиных сил, а при включении наддува ? 95, в три с лишним раза больше! Это даже сегодня кажется чудом. Меж тем роторный нагнетатель типа Roots еще только начинал свое победоносное шествие по автомобильному миру.
Расцвет компрессорных двигателей пришелся на тридцатые годы. Конструкцию мотора Mercedes-Benz существенно улучшили, а компрессор в ребристом (для лучшего охлаждения) силуминовом картере ?поселили? справа от блока. Он запускался при помощи многодисковой муфты, насаженной на носок коленчатого вала. К муфте хитроумным коромыслом присоединялась длиннющая тяга от педали газа, идущая вдоль двигателя.
Обратите внимание на продольную регулировку сиденья. В то время - прерогатива исключительно моделей высшего класса
Когда водитель утапливал педаль в пол, тяга сжимала пакет дисков, и через шестеренчатую ?гитару? муфта начинала передавать вращение двум лопастям нагнетателя, выполненным в виде восьмерок. Воздух попадал в нагнетатель, как в мясорубку, сверху, а к карбюратору (собственная разработка ?Mercedes-Benz?, никаких Solex или Weber) поступал снизу.
Смысл нагнетания был прост: увеличение весовой подачи воздуха позволяло пропорционально увеличить и количество смешиваемого с ним бензина. Прирост мощности у пятилитрового восьмицилиндрового мотора M24 I составлял 60 процентов! Именно такой двигатель затаился под огромным полутораметровым капотищем исполненного внутреннего благородства кабриолета Mercedes-Benz 500K (W29), который нам довелось опробовать на ходу. Всего с 1934 по 1936 год построили 342 автомобиля этой модели.
Зеркало эпохи
Даже складной верх кабриолета ? настоящее чудо кинематики, скрытое от посторонних глаз. Он многослойный, утепленный и даже электрифицированный ? с плафоном внутреннего освещения. Под прорезиненной трехслойной материей снаружи и мягким плюшем внутри в тент зашит хитроумный каркас, над совершенствованием которого трудились лучшие умы Германии.
Прикуриватель был такого размера, что от него можно было "прикурить" сигару
Перекосу конструкции препятствуют ?циркули? ? хромированные рычаги по бокам крыши. Кромка тента закрепляется на раме ветрового стекла c помощью двух зажимов. Грандиозные элементы интерьера ? пепельница и прикуриватель в деревянном корпусе. Это исключительно солидное, основательное изделие. Диаметр отверстия прикуривателя рассчитан на хорошую ?гавану?.
Накрепко забытое
Под сенью достойного императоров тента охватывает особое, почти убаюкивающее ощущение уюта ? хочется еще и еще провести рукой по массивным деревянным панелям, по упругой коже сидений, по черному эбониту руля. ?Пятисотый компрессор? избавлен от пластиковых запахов современных интерьеров. Удивительно, почему нынешние дизайнеры не черпают вдохновение из этого источника? Впрочем, приборы установлены посередине торпедо, как на самых передовых нынешних автомобилях.
Приборный щиток располагался в центре передней панели
Раньше такое их расположение диктовалось симметрией всей композиции автомобиля. И потом не очень-то удобно рассматривать показания через четыре спицы руля и еще хромированную кольцеобразную клавишу клаксона в придачу. Под руль приборы вытеснило радио (такие ?пятисотые? тоже встречались).
На остальных же машинах радиоприемник устанавливали перчаточном ящичке. Откроешь крышку, а там круглая настроечная шкала Telefunken. На приборной панели размещены включатели поворотников, света, дворников ? всего того, что в тридцатые годы не принято было располагать под рулем. В центре ? расходомер топлива и указатель давления масла известной по сей день фирмы VDO. На самом руле обязательный для того времени флажок угла опережения зажигания, к примеру, при старте следовало ставить позднее. Поскольку при работе компрессора также требовалось небольшое запаздывание зажигания, в конструкции машины предусматривался хитроумный пневмоавтомат.
Личный механик
Но вот наконец долгожданный поворот ключа и нажатие на неприметную кнопку ?Start?. Автомобиль слегка качнулся и утробно забурчал, демонстрируя отменную уравновешенность рядной ?восьмерки?. Здесь, конечно, все не так, как в современном автомобиле, но брюзжать было бы грешно. Вряд ли можно заставить работать без заметного люфта винтовой рулевой механизм. На виражах то и дело приходится подправлять штурвал легкими доворотами, а проходя ?тещины языки?, и вовсе наваливаться на него всем корпусом. Усилитель есть только у тормозов.
Чтобы вести эту машину безопасно, да еще и лихо, с заносом, вписываться в крутые повороты, надо знать и понимать ее ? например, как Роланд Шмидт, личный механик ?Его Высочества Mercedes-Benz 500K? из ?Mercedes-Benz Classic Center?. Это особое подразделение в составе ?DaimlerChrysler? создано для ухода за родовым древом прославленной марки. Работают там мастера высочайшей квалификации и большие любители исторической техники.
Со стороны забавно наблюдать, как Роланд орудует локтями, заправляя ?пятисотый компрессор? в очередной вираж. Ах, как плавно он идет на своих пузатых покрышках 7,00?17! Действительно, крейсер! Автомобилю, появившемуся практически одновременно с постройкой первых автобанов, было где демонстрировать преимущества независимой передней подвески на пружинах с двойными поперечными рычагами. Задний мост имел качающиеся полуоси с шарниром вблизи главной передачи. Шарнира с другого конца, возле ступицы, не было. Каждое из колес поддерживала пара мощных пружин. Мотор очень тяговит ? c 800 об/мин двигатель уверенно вытягивает на прямой (третьей) передаче. А компрессор...
Неожиданно в салоне, помимо ?дроботания? боковых стекол и хлопанья тента, поселился новый звук, описать который довольно сложно. Примерно так же гудит турбина реактивного лайнера, когда тот выруливает на взлет. Во всяком случае, это не оглушающий надрывный звук, каким мы его представляли. До 100 км/ч машина разгоняется за 19 секунд ? неплохой для 1936 года результат.
По материалам журнала "Авто мир".
PS: убедительная просьба не оставлять сдесь тупые коменты типа: многа букаф, спасиба падрачил, я бухой и т.д.
Комментариев 5
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.