Бронетранспортер БТР-80
Современные отечественные бронетранспортеры
Во время ежегодной выставки ?Вооружение, военная техника, конверсия '94?, проходившей в Нижнем Новгороде, в экспозиции на короткое время была представлена новая опытная боевая машина ГАЗ-5923, являющаяся развитием семейства отечественных бронетранспортеров БТР-60ПБ, БТР-70 и БТР-80. Кратковременный показ нового образца БТР был приурочен к посещению выставки министром обороны России 13 сентября 1994 года.
Основной бронетранспортер Российских вооруженных сил БТР-80 зарекомендовал себя удачной боевой машиной, созданной по классической для отечественных бронетранспортеров схеме. Он до сих пор находится в производстве на Арзамасском машиностроительном заводе и постоянно дорабатывается и модернизируется. Варианты машин различного назначения, созданные на ее базе, приведены на рисунках.
На выставке были представлены БТР-80 последних годов выпуска, внешне отличающиеся дополнительным прожектором ОУ-ЗГА2М на консоли пулемета и перископом на левой стороне башни, а также БТР-80А ? результат более радикальной модернизации. БТР-80А получил новую башню с 30-мм пушкой 2А72 и спаренным с ней пулеметом ПКТМ
(6П7М). До появления БТР-80А его предшественники, начиная с БТР-60ПБ, имели башню старого образца. Башня, применяемая на этих машинах (кроме БТР-60ПБ она устанавливается на БРДМ-2) со спаренной установкой пулеметов КПВТ калибра 14,5 мм и ПКТ (6П7) калибра 7,62 мм с прицелом ПП-61АМ (первоначально ПП-61А). Она была разработана в начале 60-х годов в Тульском КБ Приборостроения (КБП, ныне НПО ?Точность?) и принята на вооружение вместе с БРДМ-2 в 1962 году.
В начале 70-х годов в КБП была разработана башня с увеличенным углом подъема пулеметов (до + 60°) для возможности ведения огня по зенитным целям. Она была испытана на БТР-60ПЗ и устанавливалась на БТР-70. В результате дальнейшей модернизации в начале 80-х была разработана БПУ-1 (башенная пулеметная установка) со специальным зенитным прицелом 1ПЗ-2. Эта башня устанавливается с 1984 года на БТР-80. Хотя основное вооружение этой башни ? пулемет КПВТ разработан в конце 40-х годов, он находится в производстве до настоящего времени. Боевые качества позволяют ему оставаться весьма сильным оружием для борьбы с легкобронированными машинами. Впрочем, новая пушка 2А72 вообще не оставляет им шансов уцелеть. Новое орудие разработано в КБ под руководством А. Шипунова на базе хорошо известной пушки 2А42, применяемой на боевых машинах БМП-2, БМД-2/3, а также вертолетах Ми-28 и Ка-50. Конструкторы КБП пошли по пути упрощения и удешевления производства. В результате при практически одинаковых технических характеристиках количество деталей уменьшилось в 1,4 раза.
Новая башня БТР-80А разрабатывалась для модернизации всех БТР, спроектированных Горьковским автозаводом. По своим массогабаритным показателям она полностью взаимозаменяема с башнями БТР-60ПБ, БТР-70, БТР-80 и БРДМ;2, поэтому ее установка практически не влечет никаких изменений в корпусах машин. Это, возможно, заинтересует страны, имеющие эти машины на вооружении. Конструкция новой башни позволяет вести стрельбу на больших углах возвышения (до +70°, для сравнения на предыдущих машинах максимальный угол возвышения оружия был +30" и только на БТР-80 он был увеличен до +60°) для борьбы с низколетящими самолетами и вертолетами на дальностях до 4000 м. Бронебойно ? трассирующий снаряд (патрон ЗУБР 6) на дальности 1 км может пробить броню германского танка Leopard 1A4. Очередь из восьми выстрелов проламывает лобовую 120-мм броню. По сравнению с БТР-80 боевая эффективность повысилась в 1,5-2 раза, кроме того, размещение оружия за пределами обитаемого отсека уменьшило загазованность последнего во время стрельбы.
Ночной прицел ТПН-3-42 ?Кристалл? (тоже новинка на БТР, поскольку прицел танковый) позволяет вести стрельбу ночью на дальности не менее 900 м. Для внутренних войск МВД предназначается почти идентичная машина ? БТР-80С. Его единственное отличие в вооружении: вместо пушки установлен КПВТ. Оба БТР создавались в ходе опытно-конструкторской работы. Первую партию из 5 БТР-80А получило Главное управление охраны Президента. Первый раз они появились на публике 9 мая 1995 года, а потом надолго ?застряли? у правительственных зданий Москвы одновременно с захватом террористами г. Буденновска.
Практически одновременно ?перевооружением? БМП-2 занялись конструкторы Курганского машиностроительного завода, разработавшие технологическую схему замены пушки 2А42 на 2А72.
Впрочем, эти варианты рассматриваются как временная мера, направленная на поддержание экспортного потенциала, т.к. более перспективной боевой машиной для доставки мотострелков на поле боя и огневой поддержки их в бою считается тяжеловооруженная БМП-3, по огневой мощи сравнимая с танком. Несомненно, подобная концепция рассматривалась и при создании опытного образца ГАЗ-5923 ? новой 8-колесной боевой машины. Собранный в начале 1994 года прототип на вооружение, естественно, еще не принят. Кроме того, граница между терминами ?бронетранспортер? и ?боевая машина пехоты? на этой машине почти стерлась. Необходимость в новой машине появилась, когда стало ясно, что более мощное оружие, чем автоматическая пушка, разместить не удастся из-за ограничений по массе нагрузки и внутреннему объему. С этой же проблемой конструкторы КБ ГАЗ уже сталкивались при создании бронированной медицинской машины БММ (ГАЗ-59039) ? корпус БТР-80 пришлось увеличить по высоте и ширине для размещения носилок с ранеными и обеспечения условий для работы врачей.
На первый взгляд, бронекорпус новой машины, сваренный из листов, выглядит увеличенной копией корпуса БТР-80, кроме передней части, сильно напоминающей швейцарский колесный танк Pandur ? верхний передний лист не имеет излома и пары окон, характерных для всех предыдущих моделей бронетранспортеров ГАЗа. Нижний лобовой лист установлен с большим углом наклона и позволяет сходу преодолевать вертикальные препятствия высотой до 1,5 м. Волноотражательный щиток в походном положении откидывается на верхний лист.
Собран новый БТР на Арзамасском заводе, его бронекорпус (как и корпуса БТР-80) изготовлен на Челябинском заводе тяжелого машиностроения в сентябре 1993 года. Благодаря увеличенной толщине и значительным углам наклона он защищает экипаж и десант от крупнокалиберного пулемета и осколков. В передней части машины слева располагается водитель, а справа ? старший стрелок, в то время как командир машины вместе с наводчиком-оператором находятся в башне, как в БМП-2. Для вождения машины водитель имеет пять наблюдательных перископических приборов, обеспечивающих обзор примерно на 180°, еще два перископа находятся перед старшим стрелком. На марше водительское сиденье может приподниматься. Люк водителя сдвигается влево, вращаясь на оси. В плохих погодных условиях над водительским местом устанавливается защитный колпак, полностью закрывающий проем люка. Башня с основным вооружением такая же, как на БМП-2.
В десантном отделении может находиться 8-10 солдат. Для ведения огня десантом в бортах предусмотрено по три бойницы с шаровыми опорами с каждой стороны, прикрываемых бронезаслонками. Передняя пара бойниц отклонена для ведения огня вперед примерно на 45° к оси машины. Через эту пару бойниц можно вести огонь из пулеметов РПК. Еще одна бойница находится справа в передней части корпуса. Вторая по счету пара бойниц сделана на верхних половинах двухстворчатых люков высадки десанта. Нижние половины люков в откинутом положении повышают безопасность покидания десантом движущегося БТР. Эта конструкция в принципе напоминает таковую, использовавшуюся на БТР-80, но габаритные размеры люков больше. Два люка имеются и на крыше десантного отделения. Кроме покидания машины, через них может производиться стрельба из ПЗРК типа ?Игла? или гранатометов. Там же находятся четыре перископических прибора ? по два на сторону.
В корме находится дизель производства Челябинского тракторного завода. Доступ к нему осуществляется как изнутри машины, так и через два больших люка на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Радиатор, закрытый специальными крышками, предохраняющими от попадания внутрь корпуса напалма, расположен у заднего листа. Под ним смонтированы два водометных движителя. Водозаборные отверстия находятся в днище, за задними колесами и закрыты защитными решетками. Появление второго водомета можно объяснить желанием улучшить маневренность машины на плаву. В корме расположены и баки, заправочные горловины которых находятся на кормовом листе.
Возрастание веса и габаритов БТР заставило применить шины увеличенного размера 14.00-20 дюймов, использовавшиеся ранее на грузовиках Уральского автозавода (на БТР-80 размер шин 13,00-18). Конструкция шасси принципиально не изменилась. Подвеска всех 8 ведущих колес торсионная, на продольных торсионах. Каждое колесо подвешено на двух А-образных поперечных рычагах. Колеса двух передних осей являются поворотными. Рулевое управление с гидроусилителем. Подвеска первой и четвертой осей имеет по два амортизатора на колесо (на остальных осях ? по одному). ГАЗ-5923 может развивать скорость до 80-90 км/ч по шоссе. На БТР применена гидравлическая система тормозов с усилителем.
Защиту от мин на ГАЗ-5923 можно считать более надежной, так как У-образное днище предохраняет экипаж от воздействия ударной волны лучше, чем плоское, как показал опыт войны в Афганистане. Подрыв БМП-1 и БМП-2 с плоским днищем приводил, как правило, к тяжелым последствиям (речь не идет о тех случаях, когда после взрыва фугаса большой мощности от машины оставалась лишь груда металлолома). Подрыв колесных машин даже на противотанковых минах приводил к потере в худшем случае 2-х колес, но БТР были в состоянии продолжать движение, так же как и в случае многократного прострела шин. Система централизованной подкачки колес позволяет обеспечивать нужное давление на мягкий грунт, т.е. колесные БТР достигли проходимости по бездорожью, сравнимой с проходимостью БМП.
Размеры корпуса позволяют установить как новую башню с более мощным артиллерийским вооружением и более современным противотанковым ракетным комплексом, превратив БТР в колесный танк, так и использовать его в качестве базового шасси для машин различного назначения, как это произошло с БТР-80, на базе которого разработаны и выпускаются:
? командирский БТР-80К,
? самоходное 120-мм орудие 2С23 ?Нона ? СВК?,
? бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К (ГАЗ-59033),
? унифицированное шасси УНШ (ГАЗ-59037) с увеличенным объемом обитаемого отсека для размещения командных пунктов,
? шасси машин управления, РЛС и других специальных систем,
? бронированная медицинская машина ГАЗ-59039 ? семейство БММ-1/2/3 с различным и вариантами медицинским оборудованием.
Существует также грузовик повышенной проходимости ГАЗ-59032 с закрытым кузовом для районов со сложными климатическими условиями. В ходе научно-практической конференции, проходившей в подмосковной Кубинке в январе 1995 года, изучались причины больших потерь бронетанковой техники в ходе январских боев в Грозном и способы повышения ее живучести. Удовлетворение новых требований приведет к тому, что внешний вид ГАЗ-5923 и последующих прототипов может сильно измениться.
Тактико-техническая характеристикаБоевая масса, т 12
Длина, мм 7535
Ширина, мм 2800
Высота, мм 2235
Клиренс, мм 475
Броня, мм 6-8
Лобовая броня корпуса, мм 8-10
Лобовая броня башни, мм 6
Скорость, км/ч до 80
Скорость на плаву, км/ч до 10
Запас хода, км 400-600
Подъем, градусов до 30
Высота стенки, м до 0,6
Ширина рва, м до 2
Глубина брода, м плавает
Экипаж, человек 3
Десант, человек 7
Силовая установкаТип Модель Кол-во Мощность, л.с.
дизельный ГАЗ-49Б (ЗМЗ-4905) 2 2x120
ВооружениеТип Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект
пулемет 14,5 КПВТ 1 500
пулемет 7,62 ПКТ 1 2000
ПЗРК 9К34 ?Стрела-3? 2
Вооружение подробней:
Пулемет КПВТ
Статья
Пуля 14,5-мм крупнокалиберного пулемета Владимирова (КПВ), имеющая сердечник из карбида вольфрама, с дистанции 500 м пробивает плиту броневой стали толщиной до 50 мм. Среди других систем стрелкового оружия пулемет Владимирова по огневой мощи не имеет равных на поле боя. Счетверенная зенитная установка пулеметов КПВ, при суммарном темпе стрельбы в 2400 выстр./мин., при необходимости переведенная в положение для стрельбы по наземным целям, может за несколько секунд кинжального огня превратить трехосный армейский грузовик в пылающий разрушенный остов, просевший в темную маслянистую лужу. Дульная энергия пулемета ? 32 000 Дж, и попадание в любую часть тела человека практически всегда смертельно, причем любое попадание в конечность ведет к ее отрыву. Это легендарное оружие, которое узнается по силуэту, по одному звуку стрельбы.
Пулемет КПВ был разработан в 1944 г. Может использоваться в качестве пехотного, зенитного и танкового (бронетранспортерного). Пехотный вариант пулемета принят на вооружение в 1949 г., на колесном станке, под обозначением ПКП (пулемет крупнокалиберный пехотный). В 1955 г. колесный станок заменен на более легкий и совершенный треножный. Танковый вариант пулемета, имеющий обозначение КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый) снабжен электроспуском и импульсным счетчиком выстрелов. Кожух ствола расширен, для облегчения обслуживания пулемета.
Первоначально пулемет КПВТ устанавливался на отечественных тяжелых танках Т-10, где размещался в башне, спаренный со 122-мм пушкой. С 1965 г. КПВТ ? основное оружие отечественных колесных бронетранспортеров БТР, начиная с модели БТР-60ПБ, а также бронированной разведывательно-дозорной машины 2-й модели БРДМ-2. В БТР (БТР-60ПБ, БТР-70, БТР-80) и БРДМ-2 КПВТ установлен в унифицированной вращающейся конической башне, вместе со спаренным 7,62-мм пулеметом Калашникова ПКТ. В качестве зенитного, пулемет используется в одиночных (ЗПУ-1), спаренных (ЗПУ-2, ЗУ-2), счетверенных (ЗПУ-4) зенитных установках и в одиночной горной установке ЗГУ-1. Как отмечает известный исследователь Д.Н.Болотин, первые поставки горных установок ЗГУ-1 осуществлялись во Вьетнам. Который, отметим, ко всему служил и полигоном, позволявшим в условиях реальных боевых действий и жестких природно-климатических условиях всесторонне испытать оружие на прочность.
Пулемет КПВ применяется и для вооружения боевых катеров, на тумбовой установке МТПУ. С середины 1950-х гг. выпускается только танковый вариант ? КПВТ, который с целью унификации используется в различных установках, наряду с базовым образцом.
Автоматика пулемета использует энергию отдачи ствола при его коротком ходе. Темп стрельбы ? 550-600 выстр./мин. Питание пулемета ? из звеньевой металлической нерассыпной ленты с замкнутым звеном, составляемой из кусков по 10 звеньев. Куски соединяются между собой патроном во время снаряжения ленты, и во время стрельбы распадаются. Таким образом, боекомплект определяется емкостью патронных коробок. В пехотном варианте емкость коробки 40 патронов, боекомплект БТР ? 500 патронов. Подача ленты двусторонняя, ее можно изменить с левой на правую и наоборот. Режим огня ? непрерывный. Вес тела пулемета ? 7,5 кг., масса пулемета ПКП со станком ? 161,7 кг. Прицельная дальность стрельбы прямой наводкой ? 2000 м. Пулемет используется для борьбы с легкобронированными наземными целями (типа БТР), огневыми точками и целями, расположенными за легкими укрытиями полевого типа, с низколетящими самолетами и вертолетами.
Выдающейся огневой мощью, сочетающей скорострельность станкового пулемета с бронебойным действием противотанкового ружья, пулемет КПВ обязан патрону, под который он создан. Этот патрон был разработан в 1938 г. для отечественных противотанковых ружей и принят на вооружение в 1941 г. с бронебойно-зажигательной пулей со стальным сердечником Б-32. Во время ВОВ использовался для стрельбы из однозарядных противотанковых ружей Дегтярева ПТРД и самозарядных магазинных противотанковых ружей Симонова ПТРС. Большая мощность патрона и высокая пробивная способность пули значительно превосходили существовавшие иностранные образцы, и делали перспективной идею создания противотанкового пулемета.
Патрон 13,94-мм (550 калибр) ПТР Бойс (Англия) имел массу пули 60 г и начальную скорость пули 750 м/с, 15-мм патрон немецкого бикалиберного 15-мм/20-мм авиационного пулемета MG-151/15 ? соответственно 50 г и 700 м/с, патрон 13,2-мм французского пулемета Гочкиса ? 50 г и 800 м/с. Отечественный патрон имеет пулю массой 64 г. и начальную скорость пули 1012 м/с. Таким образом патрон 14,5 х 114 (обозначение патрона по международной системе) в полтора-два раза превосходил по энергетике состоявшие на вооружении другие крупнокалиберные патроны, в том числе и отечественный 12,7-мм патрон (12,7 х 108) к пулемету ДШК обр. 1938 г.
Для наиболее полной реализации потенциала патрона по бронепробиваемости, в 1941 г. принимается, в дополнение к обычной, и специальная бронебойно-зажигательная пуля БС-41, имеющая твердосплавный (металлокерамический) бронебойный сердечник из карбида вольфрама. Такой сердечник значительно тверже и тяжелее сердечника из стали. Пуля БС-41 по бронепробиваемости в два раза превосходит обычную бронебойно-зажигательную пулю Б-32, пробивающую 30-мм броневую плиту с дистанции 500 м по нормали. Для стрельбы из пулемета также могут использоваться патроны с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ (со стальным сердечником), бронебойно-зажигательно-трассирующей специальной пулей БСТ (с твердосплавным сердечником), пристрелочно-зажигательной (разрывной) пулей ПЗ и зажигательной мгновенного действия МДЗ. В 1989 г. была модернизирована пуля БС-41, получившая обозначение БС.
Советское оружие пережило канувший в Лету идеологический штурм, подавлявший сознание и формировавший нужный образ мыслей и понимание действительности. С этим рухнула и масса мифов, в деталях развивавших общую идею о том, насколько ?все советское ? самое лучшее?. И на новом фоне оказалось, что наше оружие ? едва ли не единственное, что на поверку само обеспечивало свой рейтинг, и без идеологических ?костылей? ? ничуть не пошатнулось.
Полвека КПВ используется в локальных конфликтах и войнах по всему земному шару, сдавая экзамен на прочность во всех климатических поясах. Но самое главное ? доверие бойца ? наводчика и его помощника, которое еще никому никогда не удавалось подкупить чем-то иным, кроме безотказной надежности и выдающихся боевых качеств оружия.
Тактико-техническая характеристикаКалибр, мм 14,5
Начальная скорость пули, м/с 845
Вес, кг 52,5
Общая длина, мм 1980
Ширина, мм 162
Высота, мм 225
Техническая скорострельность, выстрелов/мин 550-600
Боевая скорострельность, выстрелов/мин 70-80
Охлаждение ствола воздушное
Питание электроспуска, В 27
Прицельная дальность стрельбы по наземным целям, м до 2000
Прицельная дальность стрельбы по воздушным целям, м до 1500
Пулемет ПКТ
Статья
В результате унификации стрелкового оружия в Советской Армии в качестве танкового пулемета на смену СГМТ Горюнова был принят в 1962 году танковый пулемет системы М.Т.Калашникова ? ПКТ. В связи со спецификой боевого применения в конструкцию пулемета ПК, на основе которого создан ПКТ, конструктор внес в ряд изменений: увеличена масса ствола на 1200 г для обеспечения возможности ведения более интенсивного огня; длина ствола 722 мм; для крепления к танковым установкам введены ползуны; газовый регулятор исключает стравливание пороховых газов в боевое отделение; прицельные приспособления отсутствуют, т.к. прицеливание происходит с помощью оптического прицела; упразднен приклад; для дистанционного управления огнем введен электроспуск, крепящийся на затыльнике ствольной коробки, отсоединются вместе с пулеметом от установки и могут быть использованы расчетом вне сооружения.
Тактико-техническая характеристикаКалибр, мм 7,62
Начальная скорость пули, м/с 855
Вес, кг 10,5
Длина ствола, мм 722
Общая длина, мм 1098
Боевая скорострельность, выстрелов/мин 250
Темп стрельбы, выстрелов/мин 600-800
Переносной зенитный ракетный комплекс 9К34 ?Стрела-3?
Статья
Результатом дальнейшего развития переносных ЗРК типа ?Стрела-2? и ?Стрела-2М? стал комплекс ?Стрела-3?, который имел улучшенные боевые и технические характеристики, обеспечивал борьбу с самолетами и вертолетами, летящими на встречных курсах со скоростями до 260 м/с и маневрирующими с перегрузками до 3 ед., а также с летящими на догонных курсах со скоростями до 310 м/с и маневрирующими с перегрузками до 5-6 ед.
Разработка переносного ЗРК 9К34 ?Стрела-3? с ЗУР 9М36 была задана по тому же Постановлению, по которому были развернуты работы по ЗРК ?Стрела-2М?. Создание глубокоохлаждаемой головки самонаведения было поручено новому соисполнителю ? КБ киевского завода ?Арсенал? МОП (главный конструктор головки И.К. Полосин).
Совместные испытания комплекса ?Стрела-3? проходили на Донгузском полигоне с ноября 1972 г. по май 1973 г. (начальник полигона О.К. Дмитриев) под руководством комиссии во главе с Д.А.Смирновым. При испытаниях были выявлены и устранены недостатки, связанные с недостаточной надежностью элементной базы бортовой аппаратуры ЗУР. Постановлением от 18 января 1974 г. комплекс был принят на вооружение. Государственной премии за его создание были удостоены Л.Г. Деев, Е.А. Олейников, А.С. Яблонский, М.Н. Диктов, И.К. Полосин, В.В. Головатенко, Ю.И. Федоровский, Г.В. Изюров, А.М. Чепраков и другие. На западе комплекс получил обозначение SA-14 ?Gremlin? .
Комплекс поставлялся в следующие страны: Анголу, Венгрию, Вьетнам, ГДР, Сальвадор, Индию, Ирак, Иорданию, Кубу, Ливию, Никарагуа, КНДР, Перу, Польшу, Сирию, ОАЭ, Словакию, Финляндию, Чехословакию, ЮАР, Югославию. В Польше производится по лицензии.
В состав ПЗРК ?Стрела-3? входят: пусковая труба 9П59 с пусковым механизмом 9П58М и зенитной управляемой ракетой 9М36 (9М36-1), пассивный радиопеленгатор 9С13, наземный радиолокационный запросчик 1РЛ247, радиостанция Р-147 у командира отделения и приемник Р-147П у стрелков зенитчиков.
Для проверки технического состояния и параметров зенитных ракет и пускового устройства используется комплект контрольно-проверочной аппаратуры 9Ф387, для подготовки стрелков-зенитчиков ? полевой тренажер 9Ф620М, тренировочно-практический комплект 9Ф629, комплект контроля пуска 9Ф631.
Ракета 9М36 комплекса ?Стрела-3? практически полностью подобна ЗУР ?Стрела-2М?, выполнена по аэродинамической схеме ?утка? и состоит из четырех скрепленных между собой отсеков ? головного, рулевого, боевого и двигательной установки. Аэродинамические рули установлены в одной плоскости, а трехмерное управление достигается вращением ракеты со скоростью 15-20 оборотов в секунду при соответствующем преобразовании сигналов от тепловой ГСН к рулям. Для размещения ЗУР в пусковой трубе малого диаметра рули утапливаются в корпус ракеты, а четыре перьевых стабилизатора укладываются в пространстве за срезом сопла. При старте рули и стабилизаторы раскрываются пружинными устройствами.
В головном отсеке ракеты размещаются: следящий координатор цели, устройство выработки команд, электронная часть (усилитель автопилота), система стабилизации оборотов ротора гироскопа, система охлаждения фотоприемника.
Следящий координатор цели (СКЦ) предназначен для непрерывного автоматического определения угла рассогласования между оптической осью координатора и линией ?ракета-цель?, слежения за целью и выработки сигнала, пропорционального угловой скорости линии визирования ?ракета-цель?. СКЦ состоит из координатора цели и электронного блока.
Рулевой отсек предназначен для размещения элементов энергопитания ракеты, автопилота и коммутирующих элементов. В корпусе рулевого отсека размещены пороховой аккумулятор давления (ПАД), турбогенератор, стабилизатор-выпрямитель, датчик угловых, скоростей с усилителем, рулевая машинка с рулями, блок взведения, формирующий сигнал на электровоспламенитель взрывателя после раскрытия рулей и на электровоспламенитель порохового управляющего двигателя (ПУД), розетка бортразъема, обеспечивающая электрическую связь бортовой аппаратуры ракеты с пусковой трубой.
Боевой отсек является несущим отсеком ракеты и выполнен в виде неразъемного соединения, включающего боевую часть и взрыватель. Боевая часть осколочно-фугасного-кумулятивного действия предназначена для поражения воздушных целей и состоит из корпуса с кумулятивной воронкой, боевого (разрывного) заряда и детонатора. Взрыватель предназначен для выдачи детонационного импульса на подрыв боевой части при встрече ракеты с целью или по истечении времени самоликвидации. Взрыватель состоит из предохранительно-детонирующего устройства, механизма самоликвидации, зарядного конденсатора, контактного датчика цели (магнитный индукционной генератор), пускового электровоспламенителя, электродетонатора двойного действия, детонатора взрывателя и двух контактных групп. Предохранительно-детонирующее устройство служит для обеспечения безопасности в обращении с ракетой до момента его взведения после пуска ракеты. Оно включает пиротехнический предохранитель, поворотную втулку и блокирующий (инерционный) стопор.
Двигательная установка представляет собой стартовый и однокамерный двухрежимный маршевый двигатель на твердом топливе. Стартовый двигатель обеспечивает выброс ракеты из пусковой трубы на безопасное для стрелка-зенитчика расстояние ? 5,5 м, после чего запускается маршевый двигатель. Скорость вылета ракеты из трубы ? 28 м/с. Маршевый двигатель обеспечивает разгон ракеты до скорости 470 м/с и поддержание скорости в полете.
Пусковая труба 9П59 выполнена из стеклопластика и предназначена для хранения ракеты, осуществления прицеливания и пуска ракеты. Она способна выдержать до 5 пусков. Пусковой механизм 9П58М служит для подготовки к пуску и безопасного пуска ракеты. В его корпусе установлены электронный блок, телефон, стопорное устройство, вилка разъема, пусковой крючок и контактная группа. Телефон выдает звуковой сигнал при нахождении цели в поле зрения ТГСН. Электронный блок предназначен для разгона ротора гироскопа ТГСН, автоматического ориентирования и разориентирования гироскопа, обработки и оценки сигналов информации и коррекции поступающих с ТГСН, выдачи сигналов звуковой и световой информации при наличии цели в поле зрения ТГСН, передачи напряжений на пусковые устройства.
Пассивный радиопеленгатор (ПРП) 9С13 ?Поиск? предназначен для раннего обнаружения воздушных целей, летящих с включенными бортовыми импульсными радиолокационными станциями. ПРП способен обнаруживать воздушные цели на дальностях не менее 12км в секторе 50x45°.
НРЗ С2 1РЛ247 предназначен для опознавания госпринадлежности цели по принципу ?свой-чужой? в системах опознавания ?Кремний-2?, ?Кремний-2М?, ?Пароль? в третьем частотном диапазоне. Опознавание целей может производиться на дальностях 7-8км на высотах до 5 км, время опознавания составляет не более 3 секунд. НРЗ 1РЛ247 не имеет функциональной связи с пусковым механизмом и не способен автоматически производить блокировку пуска по ?своим? целям.
Радиостанция Р-147 и радиоприемник Р-147П предназначены для приема оповещения о воздушной обстановке и управления огнем стрелков-зенитчиков. Радиостанция работает в диапазоне 44-52 МГц и обеспечивает дальность оповещения до 1 км.
К числу новых технических решений, реализованных в комплексе, относятся: принципиально новая тепловая головка самонаведения с глубоким охлаждением до температуры -200° С, обеспечивающая чувствительность на два порядка выше чувствительности ГСН комплекса ?Стрела-2М?, что позволило проводить стрельбу на встречных курсах по самолетам и вертолетам, а также значительно расширить зону поражения по высоте и параметру при стрельбе на догонных курсах; обеспечение работоспособности комплекса при стрельбе на догонных курсах в любых фоновых ситуациях; разработка пускового механизма многоразового действия, который позволяет автоматически провести пуск ракеты по цели, находящейся в зоне пуска, при стрельбе на встречных курсах.
Комплекс ?Стрела-3? был максимально унифицирован с комплексом ?Стрела-2М?, что упрощало постановку его на серийное производство и освоение в войсках. В ходе испытаний были подтверждены и выявлены следующие значительные преимущества переносного ЗРК ?Стрела-3? по сравнению с комплексом ?Стрела-2М?: за счет использования в ракете более чувствительной тепловой ГСН обеспечивалось ведение стрельбы по реактивным и турбовинтовым самолетам на встречных курсах на дальностях до 2500 м и на высотах от 30 до 3000 м; существенно повышена защищенность тепловой ГСН от фоновых помех при стрельбе на догонных курсах; расширены возможности стрельбы в сложных метеоусловиях (дождь, снег, туман) и в условиях запыленности воздуха (при визуальной видимости цели).
В комплексе ?Стрела-3? обеспечивается более высокая надежность пуска ракеты по цели с реактивным двигателем на встречном курсе за счет определения автоматом захвата и пуска границы зоны пуска по излучению от цели. Внешним отличием комплекса стал шар-баллон у блока питания под пусковой трубой.
Боевые пуски переносного зенитного ракетного комплекса ?Стрела-3? выполняются с плеча и могут выполняться с подготовленных и неподготовленных позиций, а также с боевых и транспортных машин любых типов, движущихся по ровной местности со скоростью 18-20 км/ч. В походном положении ?Стрела-3? переносится на плечевом ремне за спиной стрелка-оператора.
Тактико-техническая характеристикаКалибр ракеты, мм 72
Зона поражения по дальности, м 500-4500
Зона поражения по высоте, м 15-3000
Вероятность поражения истребителя 0,31-0,33
Скорость поражаемых целей (навстречу/вдогон), м/с до 260/310
Скорость полета ЗУР, м/с 400
Длина ракеты, мм 1427
Масса ракеты, кг 10,3
Масса боевой части, кг 1,17
Масса пускового устройства, кг 2,95
Масса комплекса в боевом положении, кг 16
Время подготовки к пуску ракеты, с 10
Время самоликвидации, с 14-17
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.