Бронетранспортер БТР-90
Стальной росток России
Несмотря на финансовые трудности нашего военно-промышленного комплекса, за последнее десятилетие на вооружение ВС РФ принято немало образцов бронетехники: танк Т-90, БМП-3, успешно конкурирующая на мировом рынке с ?собратьями? из других стран, и ряд других боевых машин. Особняком в этом ряду стоит только что созданный бронетранспортер БТР-90. Еще не принятый на вооружение, он стал непременным участником международных и российских выставок военной техники, неизменно получая высокую оценку специалистов, как принципиально новый образец ? представитель первого поколения ?тяжелых? бронетранспортеров. Чтобы понять идею новой машины, надо заглянуть в недалекое прошлое.
В 1984 г. на вооружение Советской Армии был принят БТР-80, выпускаемый до сих пор. Этот очень удачный бронетранспортер заслуженно любят и уважают в армии, но его комплекс вооружения и защита уже не отвечают современным требованиям. Поэтому в конце 80-х гг. появился результат его радикальной модернизации ? БТР-80А. Он получил новую башню с 30-мм пушкой 2А72 и спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ. Предшественники же этой машины, начиная с БТР-60 ПБ, имели комплекс вооружения со спаренной установкой пулеметов КПВТ калибра 14,5 мм и ПКТ. В начале 70-х гг. для БТР-70В. была разработана башня с увеличенным до 60° углом подъема пулеметов для стрельбы по зенитным целям. Затем, в начале 80-х, появилась башенно-пулеметная установка БПУ-1 со специальным зенитным прицелом 1ПЗ-2, которая и является с 1984 г. основным вооружением БТР-80. Сам пулемет КПВТ, разработанный в середине 40-х гг. (в виде КПВ-44), остается весьма опасным оружием для легкобронированных машин, но его мощности уже недостаточно против современных боевых машин стран НАТО. Поэтому на БТР-80 и была использована 30-мм пушка 2А72, которая вообще не оставляет им шансов уцелеть.
Новое орудие разработано в тульском КБП под руководством А.Шипунова на базе хорошо известной пушки 2А42, применяемой на боевых машинах БМП-2, БМД-2/3, а также вертолетах Ми-28 и Ка-50. Стремясь упростить и удешевить производство, конструкторы КБП сумели, сохранив практически те же технические характеристики и баллистику нового орудия, уменьшить количество его деталей на 30%. Конструкция новой башни позволяет вести стрельбу на углах возвышения до 70° для борьбы с низколетящими самолетами и вертолетами на дальностях до 4000 м. Бронебойно-трассирующий снаряд (патрон ЗУБР 6) на дальности 1000 м пробивает бортовую броню германского танка Leopard 1A4. Очередь из восьми выстрелов проламывает лобовую 120-мм броню. Эти неутешительные для бундесвера данные были получены при отстреле реальных ?Леопардов? на одном из советских полигонов.
В итоге по сравнению с БТР-80 боевая эффективность БТР-90 повысилась в 1,5-2 раза, причем размещение оружия за пределами обитаемого отсека уменьшило загазованность последнего во время стрельбы. Ночной прицел ТПН-3-42 ?Кристалл? (тоже новинка на БТР, поскольку прицел танковый) позволяет вести стрельбу на дальности до 900 м.
Бронирование семейства БТР-80 (лоб ? 12 мм, борт ? 8) также престало соответствовать современным требованиям. Прорабатывались и частично реализовывались различные варианты усиления его защиты: дополнительные броневые листы, противокумулятивные решетки и даже динамическая защита. Но все эти меры снижали ходовые характеристики машины. Поэтому в начале 80-х гг. родилась тема ?Росток? ? концепция новой машины, в которой граница между терминами ?бронетранспортер? и ?боевая машина пехоты? почти стерлась. Необходимость нового БТР подтвердилась, когда стало ясно, что более мощное оружие, чем автоматическая пушка, разместить на старом не удастся из-за ограничений по массе нагрузки и внутреннему объему.
Заложенный конструкторами новой машины большой резерв по внутреннему объему и грузоподъемности позволил размещать на ней более тяжелые комплексы вооружения (как, например, боевое отделение БМД-ЗУ ?Бахча-У?, 125-мм противотанковую пушку ?Спрут-К?, 120-мм самоходное артиллерийское орудие ?Вена?, зенитный ракетно-пушечный комплекс ?Роман?, противотанковый комплекс ?Корнет? и т.д.) и одновременно усилить защиту до уровня современных БМП ? от снарядов малокалиберной артиллерии и осколков крупнокалиберных снарядов. Возможна установка дополнительного бронирования, а также системы пассивной (динамической) и активной защиты, которые практически на 100% обеспечат защиту БТР от противотанковых гранатометов и управляемых ракет противника.
В качестве носителя основного вооружения взят модернизированный боевой модуль от БМП-2 с 30-мм скорострельной автоматической пушкой 2А42 и боекомплектом в 500 выстрелов. Автоматический гранатомет АГ-17 ?Пламя? в броневом кожухе слева на башне, с солидным боекомплектом в 400 выстрелов ВОГ-17/17П (?прыгающих?) дополняет возможности БТР по борьбе с живой силой.
Если добавить сюда спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ и два пулемета ПКМ в десантном отделении, имеющие секторы обстрела по бортам, то в сумме получается ?море огня?. Боевые возможности машины расширяет стабилизатор пушки и пулемета, позволяющий вести прицельный огонь на скорости до 25-30 км/ч.
Для борьбы с бронированными целями в боевом отделении БТР имеются четыре ПТУР 9М113М ?Конкурс?, давно снискавшие славу у нас и за рубежом за свою надежность и высокую эффективность. Для их запуска служит установка 9П135 на крыше башни, но можно использовать противотанковый комплекс и с грунта, с помощью переносной пусковой установки с тем же индексом, закрепленной сверху десантного отделения.
Прицельный комплекс командира и наводчика обеспечивает ведение огня днем и ночью. Для подсветки целей ночью вместо лампового инфракрасного прожектора используется квантовый прибор подсветки, значительно снижающий вероятность обнаружения тепловизионными средствами противника. А на последнем предсерийном образце у командира установлен усовершенствованный комбинированный прибор наблюдения ТКН-АМ с собственной квантовой системой подсветки, дополнительно служащей и лазерным дальномером, определяющим расстояния от 30 до 3000 м.
Несмотря на приличный для своего класса вес (20,8 т), БТР-90 обладает удельной мощностью 24,3л.с./т, что при наличии гидромеханической трансмиссии, многотопливного дизельного двигателя с турбонаддувом, автоматической гидромеханической реверсивной коробки передач, независимой подвески всех колес с полным приводом, делает его очень подвижным и маневренным на поле боя. По сравнению с БТР-80 вдвое уменьшился радиус поворота ? опять-таки за счет реверсивной трансмиссии, обеспечивающей одинаковые скорости вперед и назад; кроме того, стали возможны повороты на месте, ?по-танковому?, что очень актуально при ведении боевых действий в городе.
Максимальная скорость БТР-90 ? 100 км/ч. Как показали многочисленные испытания в самых различных условиях, он с успехом конкурирует по средней скорости на пересеченной местности с самым ?шустрым? нашим танком Т-80У, прозванным за рубежом ?летающим?.
В отличие от прежних образцов, где механик-водитель управлял машиной только изнутри, видя местность через приборы наблюдения (боевое положение) или открытые бронешторки (походное положение), БТР-90 в походном положении можно вести, высунув голову наружу ? за счет регулировки высоты сидения; естественно, это значительно увеличило обзор при маневрировании. Причем в непогоду предусмотрен специальный защитный брезентовый колпак, у которого стекло имеет электрообогрев и пневмоочистку.
Шины БТР обеспечивают нормальное передвижение при получении до 50 пулевых пробоин, а в аварийном режиме возможно движение на полностью спущенных шинах. Впечатляет запас хода на одной заправке по дорогам с твердым покрытием: не менее 800 км.
Отличными оказались и водоходные качества машины. Скорость на воде, за счет двух водометных движителей, составляет 9-10 км/ч. Как показали морские испытания, волнение в 3 балла для БТР-90 не является препятствием. Кстати, в ходе этих испытаний с одной машиной произошел невероятный, совершенно неправдоподобный случай: она утонула ? но как! По рассказу испытателей, принявших купание вместе с БТР в прохладной морской воде, он шел по берегу, как вдруг словно рука самого Нептуна задержала его на месте, а потом и вовсе стала постепенно затягивать в пучину... Оказалось, что колеса машины запутались в расстеленные рыбацкие сети, которые, наматываясь на колеса, и утянули его на дно. Чтобы достать со дна моря 21 -тонную перевернутую машину, пришлось, мягко говоря, приложить немало усилий. Конечно, подобные ?погружения? дорого обходятся сухопутным машинам. Соленая вода находит место во всех механизмах и системах, нанося им серьезный урон.
Пострадали, разумеется, и ?электронные мозги? ? бортовая информационная система. Часть ее пришлось заменить. И тем не менее, уже через две недели БТР-90 с тем же бортовым номером ровно урчал на бетонной трассе, оставляя за собой сотни пройденных километров.
Большое внимание уделили создатели машины удобству членов экипажа и десанта. Так, в предыдущих образцах практически отсутствовало внутреннее разделение на боевое, десантное и отделение управления, что создавало предпосылки для заброневого поражения осколками всего экипажа. В новой машине, за счет применения боевого модуля от БМП-2, такое разграничение уже налицо. При этом общий внутренний забронированный объем значительно увеличен. Мощная система обогрева вполне достаточна даже при ? 50°С за бортом. Наконец, БТР-90 может оснащаться и кондиционером, способным в любой зной обеспечить внутри машины нормальную температуру. В итоге условия для экипажа и десанта станут гораздо более комфортабельными, а значит ? уменьшится утомляемость бойцов, что является далеко не последним фактором боеспособности.
В настоящее время новая российская машина, как первая в своем классе, практически не имеет достойных конкурентов. Если БТР-90 по сути уже завершает войсковые испытания, то его зарубежные аналоги только-только выходят из стадии полнонатурных макетов. Наиболее продвинутыми в этом отношении можно считать швейцарскую машину (8х8) ?Пиранья-4? и объединенный германо-британско-французский проект GTK/MRAV/VBCI. Однако они, при значительно большем весе ? 24 и 32 т соответственно, ? обладают гораздо меньшей защищенностью. Так, швейцарская машина без дополнительного бронирования способна противостоять в лобовой проекции только пулям калибра 14,5 мм, тогда как российский образец способен выдержать 23-мм снаряды с расстояния 500 м. Конкуренты БТР-90 не плавают, имеют большие показатели давления на грунт (140 и 180 кРа соответственно против 90-110), в подвижности и запасе хода уступают в среднем в 1,5 раза, а по огневой мощи ? в 1,2 раза (при установке боевого модуля ?Бахча-У? ? в 2,8 раза).
Тем не менее, и у нашей машины, при всех ее прекрасных данных, есть еще проблемы, над которыми работают конструкторы. Но ничто новое ? и притом лучшее! ? легко не дается. Как тут не вспомнить историю создания БМП-3. Сейчас она успешно конкурирует на международном рынке со своими зарубежными прототипами, превосходя их по многим параметрам ? а ведь сначала, воплотившись из чертежей в металл, она ?не хотела? ни стрелять, ни двигаться, и лишь благодаря кропотливому труду многих сотен людей, ее создавших, стала именно боевой машиной.
Думается, и у БТР-90 впереди такая же славная и долгая жизнь.
Тактико-техническая характеристикаБоевая масса, т 21
Боевая масса, т 21
Клиренс, мм 510
Колесная формула 8 х 8
Скорость, км/ч до 100
Скорость на плаву, км/ч до 9
Запас хода по шоссе, км 800
Боевой расчет, человек 10
Силовая установкаТип Модель Кол-во Мощность, л.с.
дизельный 1 510
ВооружениеТип Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект
пушка 30 2А42 1 500
пулемет 12,7 ПКТ 1 2000
гранатомет АГС-17 1 14
ПТРК 9К113 ?Конкурс? 4
Вооружение подробнее:
Пулемет ПКТ
Статья
В результате унификации стрелкового оружия в Советской Армии в качестве танкового пулемета на смену СГМТ Горюнова был принят в 1962 году танковый пулемет системы М.Т.Калашникова ? ПКТ. В связи со спецификой боевого применения в конструкцию пулемета ПК, на основе которого создан ПКТ, конструктор внес в ряд изменений: увеличена масса ствола на 1200 г для обеспечения возможности ведения более интенсивного огня; длина ствола 722 мм; для крепления к танковым установкам введены ползуны; газовый регулятор исключает стравливание пороховых газов в боевое отделение; прицельные приспособления отсутствуют, т.к. прицеливание происходит с помощью оптического прицела; упразднен приклад; для дистанционного управления огнем введен электроспуск, крепящийся на затыльнике ствольной коробки, отсоединются вместе с пулеметом от установки и могут быть использованы расчетом вне сооружения.
Тактико-техническая характеристикаКалибр, мм 7,62
Начальная скорость пули, м/с 855
Вес, кг 10,5
Длина ствола, мм 722
Общая длина, мм 1098
Боевая скорострельность, выстрелов/мин 250
Темп стрельбы, выстрелов/мин 600-800
Автоматический станковый гранатомет АГС-17 ?Пламя?
Статья
30-мм автоматический станковый гранатомет АГС-17 ?Пламя? разработан в КБТМ им. Нудельмана и принят на вооружение Советской Армии в 1971 году. Предназначен для вооружения пехотных рот и мотострелковых полков и служит для уничтожения незащищенной живой силы противника, расположенной как открыто, так и за обратными скатами высот и иными преградами, настильной и навесной стрельбой. Гранатомет АГС-17 в тактическом отношении выгодно сочетает свойство минометов ? способность вести навесной огонь, свойство автоматических пушек ? высокий темп стрельбы и легкость и маневренность станковых пулеметов. АГС-17 очень эффективен при накрытии площадных незащищенных целей и скоплений живой силы.
Огонь обычно ведется с треножного станка, при помощи которого гранатометом АГС-17 можно оснащать штурмовые вертолеты (авиационный вариант ? АГ-17А (213П-А), ? принятый на вооружение в 1980 г. АГ-17А размещается в подвесной закрытой гондоле ГУВ (гондола универсальная вертолетная) с боекомплектом 300 патронов в единой ленте и используется для вооружения боевых вертолетов. В отличие от пехотного, авиационный вариант гранатомета снабжен электроспуском, имеет счетчик выстрелов, темп стрельбы увеличен до 420?500 выстр/м. Ствол АГ-17А снабжен массивным радиатором, способствующим охлаждению ствола при более интенсивном темпе стрельбы. Поскольку при стрельбе с летящего носителя (вертолета) граната приобретает дополнительную скорость, шаг нарезов ствола уменьшен с 715 мм до 600 мм для увеличения скорости вращения гранаты и обеспечения ее стабилизации в полете. Вес тела АГ-17А ? 22 кг.), боевые катера (АГ-17М) в башенной установке (в этом варианте гранатомет снабжен радиатором, аналогичным авиационному, но имеет механический спуск) или БТРы-70 (БМД-3). На БМД-3 гранатомет АГ-17М установлен на курсовой установке, слева от механика-водителя (при необходимости может сниматься и использоваться в качестве пехотного). В боевых условиях гранатомет АГС-17 был впервые применен в 1979 г. на вьетнамо-китайской границе.
АГС-17 широко использовался во время войны в Афганистане. Некоторая часть гранатометов АГС-17 была захвачена афганскими моджахедами в качестве трофеев. Пехотный вариант гранатомета АГС-17 за рубеж не поставлялся и в настоящее время находится на вооружении ВС бывших советских республик. Калибр АГС-17 меньше калибра американского Мк-19, поэтому у отечественного гранатомета темп стрельбы выше. Работа автоматики АГС-17 основана на принципе использования энергии отдачи свободного затвора. Коробка с лентой помещается с правой стороны ствольной коробки. Стреляные гильзы выбрасываются из нее вниз.
Питание гранатомета АГС-17 ? от звеньевой металлической ленты со звеном типа ?краб?. Звенья соединяются взаимным зацеплением с помощью выштампованых загибов и вырезов и не имеют отдельных соединительных деталей (в виде пружин, колец и т.п.). Захваты звена удерживают выстрел не за корпус гильзы, а за корпус гранаты ? это вызвано соотношением размеров гранаты и гильзы. Продольное перемещение выстрела ограничивается упором гильзы в отгиб звена. Подача выстрелов осуществляется выжиманием их в поперечном направлении. Подача ленты ? правосторонняя. В пехотном варианте лента содержит 30 звеньев, но ее емкость ? 29 выстрелов. Это связано с тем, что в ленте не предусмотрены хвостовик или фальшзвено как отдельная деталь, и эту роль выполняет крайнее пустое звено, которое заводится в лоток приемника. Лента укладывается в патронную коробку со спиральными направляющими, по форме напоминающую улитку. Коробка крепится на станке справа. Лента снаряжается как вручную, так и с помощью снаряжательной машинки. Последняя может использоваться и для расснаряжения ленты. Для стрельбы прямой наводкой из АГС-17 на дальности до 700 м используется открытый механический прицел, расположенный на корпусе гранатомета слева, появившийся на гранатометах в конце 70-х гг. Гранатометы ранних выпусков открытого прицела не имели.
Для стрельбы на дальности до максимальной включительно, в том числе и с закрытых позиций, используется призменный оптический прицел ПАГ-17. Прицел ПАГ-17 имеет 2,7-кратное увеличение. В ночное время возможна подсветка шкалы прицела с помощью специального устройства, закрепляемого на корпусе прицела, и блока питания, закрепляемого на левой ноге станка.
Тактико-техническая характеристикаКалибр, мм 30
Начальная скорость гранаты, м/с 120
Вес, кг 18
Вес со станком, кг 52
Длина, мм 840
Длина ствола, мм 290
Темп стрельбы, выстрелов/мин 100
Радиус сплошного поражения, м 7
Емкость ленты, гранат 29
Прицельная дальность стрельбы, м до 1700
Боевой расчет, чел 2
Противотанковый ракетный комплекс 9К113 ?Конкурс?
Статья
Самоходный противотанковый комплекс 9К113 ?Конкурс? (первоначальное наименование ?Гобой?) предназначен для поражения современных бронецелей на удалении до 4км. Он составляет основу противотанковых средств полкового уровня и применяется во взаимодействии с переносными комплексами батальонных противотанковых подразделений.
Комплекс приспособлен для десантирования на парашютно-десантных платформах. При преодолении носителями водных преград обеспечивается стрельба на плаву.
Комплекс ?Конкурс? был разработан в КБ Приборостроения, г. Тула. Конструктивные решения, положенные в основу комплекса в основном соответствовали отработанным в комплексе ?Фагот? при существенно больших массогабаритных характеристиках ракеты, обусловленных необходимостью обеспечения большей дальности пуска.
Комплекс ?Конкурс? принят на вооружение в январе 1974 года. В дальнейшем на его основе был разработан ПТРК ?Конкурс-М?. На западе комплекс получил обозначение AT-5 ?Spandrel?.
Комплекс состоит из боевой машины 9П148 (на шасси БДРМ-2) с размещенной на ней поднимаемой пусковой установкой на пять ракет 9М113 в транспортно-пусковых контейнерах. После пуска контейнер отстреливается. Масса комплекса с боекомплектом из 20 ракет и расчетом из двух человек составляет 7т. Комплекс переходит из транспортного положения в боевое за 25с. Перезаряжание производится за полторы минуты без выхода расчета из боевой машины, скорострельность при применении на максимальную дальность достигает 2-3 выстрелов в минуту.
Боевая машина комплектуется выносной пусковой установкой типа 9П135, аналогичной принятой для комплекса ?Фагот?. Все средства комплекса ?Конкурс? обеспечивают применение также ракет 9М111 комплекса ?Фагот?. Боекомплект машины 9П148 составляет 15 ракет 9М113 ?Конкурс?, либо 10 ракет 9М113 и 10 ракет 9М111. Допускаются и другие сочетания этих ракет. Загрузка машины полным боекомплектом ракет 9М113 продолжается 15 минут.
Система управления ракетой ? полуавтоматическая, с передачей команд по проводной линии связи. Оператор наводит перекрестие прицела на цель и удерживает его на ней на протяжении полета ракеты. Слежение за ракетой по установленному на ней световому источнику, выработку команд управления и передачу их на ракету наземная аппаратура осуществляет автоматически. Обеспечивается и задействование резервного режима ручного наведения, используемого в условиях применения противником оптических помех и срыва автоматического сопровождения ракеты по бортовому источнику света.
Ракеты типа ?Конкурс? использовались в составе вооружения боевых машин пехоты БМП-1П и БМП-2, при этом боекомплект составлял четыре ракеты. На более легких БМД-2 и БМД-3 предусматривалась смешанная комплектация из одного ?Конкурса? и двух ?Фаготов?.
Тактико-техническая характеристикаДальность стрельбы, м 75-4000
Средняя скорость ракеты, м/с 208
Калибр ракеты, мм 135
Длина ракеты (с вышибной установкой), мм 1165
Длина контейнера, мм 1260
Размах крыльев 468
Масса ракеты 9М113, кг 14,5
Масса ракеты в ТПК, кг 25,3
Масса переносной пусковой установки, кг 22
Тип боевая части К
Вес боевой части, кг 2,7
Бронепробиваемость (под углом 60°), мм 250
Комментариев 2
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.