Особенности управления автомобилем с АКПП
В настоящее время в мире существует не так много компаний, разрабатывающих и изготавливающих АКПП для легковых автомобилей. В США это Ford, Chrysler и GMC. В Европе - ZF, Mercedes и VW, а в Японии - Mitsubishi, Nissan, Honda и Ai sin-Warner (Toyota).
Для продления срока службы КПП и обеспечения безопасности движения необходимо знать основные особенности управления автомобилями с ГМП.
Основные достоинства и недостатки АКПП
Автоматическая трансмиссия увеличивает комфортность вождения. Отсутствие необходимости выбора нужной передачи и осуществления переключения передач, позволяет сосредоточиться на вождении, что в сложной дорожной ситуации не помешает даже опытному водителю. Благодаря наличию гидротрансформатора АКПП создает более благоприятные условия эксплуатации, как для двигателя, так и для ходовой части, что увеличивает их ресурс, а система управления работой автоматической трансмиссии предотвращает возникновение перегрузок двигателя и ходовой части автомобиля из-за ошибок водителя. Автомобиль с АКПП оборудован системой пассивной безопасности, которая не позволяет завести двигатель в положениях РВД отличных от ?P? и ?N?. А также предотвращает самопроизвольное движение автомобиля при стоянке на неровной площадке, т.к. извлечь ключ из замка зажигания можно только в положении РВД ?P?.
К недостаткам АКПП следует отнести более низкий КПД (из-за потерь в гидротрансформаторе), чем у механической КПП, что увеличивает расход топлива. Хотя это не всегда так. Современные автоматические трансмиссии в некоторых режимах движения позволяют добиться более высокой экономичности по сравнению с механическими КПП за счет поддержания оптимальных оборотов двигателя и ?интеллектуального? управления блокировкой гидротрансформатора. Другой недостаток ? несколько худшие динамические показатели разгона автомобиля с АКПП, чем с механической КПП при прочих равных условиях. Разница не столь велика и для основной массы водителей несущественна. Ну и, наконец, автомобиль с АКПП нельзя завести иначе как с помощью стартера.
Типы АКПП
На сегодняшний день на рынке преобладают 3 типа автоматических коробок перемены передач (АКПП):
? Классические АКПП ? это стандартные гидромеханические коробки перемены передач. Они просты и надежны. Переключения передач происходят по определенным, заложенным заводом изготовителем, алгоритмам. Как правило, их три: зимний, спортивный и экономичный. На сегодняшний день они теряют свою актуальность, уступая место более сложным КПП.
? Адаптивные АКПП. Этот термин больше относится к системе управления, а не к самой АКПП. Развитие ?электронных? АКПП привело к появлению адаптивных коробок передач. Разрабатываемые алгоритмы управления становятся все более интеллектуальными. Бортовой компьютер следит за манерой водителя управлять автомобилем, подстраиваясь соответствующим образом под нее. Кроме того, в алгоритм работы такого компьютера заложен учет износа в АКПП фрикционных элементов управления. Все это приводит не только к повышению комфортности поездки на автомобиле, но и к повышению его ресурса и экономичности.
? Autostick (Steptronic, Tiptronic). Это система управления работой АКПП, в которой на ряду с автоматическим, предусмотрен и полуавтоматический режим управления, при котором команду на переключение передачи дает водитель, а качество этих переключений обеспечивает система управления. В зависимости от производителя этот режим имеет разные названия (Autostick, Steptronic, Tiptronic), реализуется он только на автомобилях, имеющих электронную систему управления АКПП, и то не на всех. В автомобилях оборудованных такой системой, рычаг выбора диапазона (РВД) имеет специальное положение, в котором включается режим Autostick. Относительно этого положения есть два противоположных, не фиксируемых положения РВД. Эти положения имеют обозначения ?+?(?Up?) и ?-?(?Dn?), соответственно для переключения на более высокую или более низкую передачу. Режим Autostick является скорее полуавтоматическим, чем ручным, т.к. трансмиссионный компьютер, не перестает контролировать действия водителя и не позволит ему, например, тронуться с высшей передачи, или выбрать передачу таким образом, чтобы обороты двигателя превысили допустимые. В остальном же, полная иллюзия механической трансмиссии. По желанию водителя можно перейти и на обычный автоматический режим управления, переведя РВД в положение ?D?.
Положения рычага выбора диапазона (РВД).
Для управления коробкой-автоматом в салоне установлен рычаг выбора диапазона ее работы (в полу сбоку от водителя или на рулевой колонке). Помимо рычага для создания специальных режимов работы коробки имеется один или несколько переключателей.
РВД работы коробки передач имеет несколько положений, которые имеют буквенное и цифровое обозначение. Количество этих положений у разных моделей автомобилей разные, но на всех автомобилях РВД обязательно имеет положения, обозначенные буквами ?Р?, ?R? и ?N?.
Позиция ?P?. В этом положении РВД двигатель отсоединен от трансмиссии, в АКПП включена "нейтраль", а выходной вал коробки передач чисто механически заблокирован от проворачивания. Режим используется при длительной остановке автомобиля и обеспечивает надежное удерживание автомобиля. На этом режиме разрешен запуск двигателя. Практически на всех моделях при разряде или отключении аккумулятора рычаг блокируется в положении "Р". На одних автомобилях для устранения блокировки необходимо снять крышку центральной консоли и сдвинуть фиксатор. На других для этой цели имеется специальная кнопка (обычно красного цвета).
Позиция ?R? (Реверс). В этом режиме двигатель соединен с трансмиссией, в АКПП включена передача заднего хода. Перевод рычага в положение ?R? во время движения может привести к выходу из строя коробки передач и других элементов трансмиссии. В этом положение РВД запуск двигателя невозможен.
Позиция ?N?
В коробке передач выключены либо все элементы управления, либо включен только один. Механизм блокировки выходного вала при этом выключен, т.е. автомобиль может свободно перемещаться. Нейтральный режим предназначен исключительно для буксировки на небольшие расстояния и перемещения вручную автомобилей с работающим двигателем. Чтобы не перегрелось трансмиссионное масло, скорость буксировки должна быть невысокой. На этом режиме разрешен запуск двигателя. Не рекомендуется переводить рычаг переключения передач в положение "N" во время движения накатом (по инерции). Такая практика опасна: можно потерять контроль над автомобилем.
Для автомобилей, оборудованных четырехскоростными коробками передач, РВД диапазона имеет, как правило, четыре положения движения вперед: ?D?, ?3?, ?2? и ?1?(?L?). Следует отметить, что в случае установки РВД в одно из этих положений запуск двигателя невозможен.
Диапазон ?D? ? основной режим движения. Он обеспечивает автоматическое переключение с первой по четвертую (для трехступенчатых КПП ? по третью; для пятиступенчатых ? по пятую) передачу. В нормальных условиях движения рекомендуется использовать именно его.
Диапазон ?3? - разрешено движение на первых трех передачах. Рекомендуется использовать при движении по холмистой дороге или в условиях частых остановок.
Диапазон ?2? - разрешено движение только на первой и второй передачах. Рекомендуется использовать на извилистых горных дорогах. Переключение на третью и четвертую передачи запрещено.
Диапазон ?1? - разрешено движение только на первой передаче. Этот диапазон позволяет максимально реализовать режим торможения двигателем. Он рекомендуется при движении на крутых спусках.
Кнопка "O/D"
На некоторых моделях автомобилей разрешение на использование четвертой, повышающей, передачи осуществляется с помощью специальной кнопки ?O/D?. Если она находится в утопленном состоянии и РВД установлен в положение ?D?, то переключение на повышающую передачу разрешено. В противном случае включение четвертой повышающей передачи запрещено. Состояние системы управления в этом случае отражается с помощью индикатора ?O/D OFF?. В случае разрешения использования повышающей передачи индикатор не горит, а при запрете загорается. Данный режим используется при движении по скоростным дорогам. По возможности не применяйте его в городе, особенно зимой - это позволяет эффективнее использовать режим торможения двигателем. Не включайте режим O/D при полной загрузке автомобиля. Если происходят частые переключения с 3-й на 4-ю передачу и обратно, чтобы предотвратить повышенный износ деталей АКП, выключайте режим O/D. Обычно кнопка "О/D" расположена на рычаге переключения передач (на некоторых моделях - на приборной панели, либо возле рычага).
Программы управления
На большинстве автомобилей с автоматической трансмиссией в систему управления заложено несколько вариантов (программ) управления переключением передач. Таких режимов бывает, как минимум, два: ?экономичный? и ?спортивный?. Современные автомобили с АКП имеют дополнительные режимы: управление по скользкой дороге, аварийный и др. Блок управления АКП может обладать адаптивными свойствами, ?подстраивающийся? под стиль езды водителя. Самонастраивающийся блок управления выберет тот режим переключения передач, который оптимален в текущий момент. Например, если стиль езды спортивный, передачи будут переключаться, способствуя быстрому разгону и торможению автомобиля. Кроме того, на некоторых АКП блок управления может учитывать дорожные условия (движение по ровной дороге, подъем или спуск).
Экономичный режим
Программа настроена на обеспечение движения с минимальным расходом топлива. В этом случае повышающие переключения происходят приблизительно при достижении оборотов двигателя средних значений, что соответствует минимальному расходу топлива. Движение автомобиля в этом случае носит плавный, спокойный характер. Для включения этого режима служит переключатель ?Е?, ?ECO?, ?ECONOMY?, ?NORMAL?, расположенный возле рычага переключения передач.
Спортивный режим
Эта программа настроена на максимальное использование мощности двигателя. Поэтому повышающие переключения происходят на его максимальных оборотах. Автомобиль в этом случае развивает большие ускорения. Для реализации ?спортивного? режима на приборной панели ищите кнопку с обозначением ?POWER?, ?PWR?, ?S?, ?SPORT?, ?AUTO?, ?А/T MODE?.
На автомобилях более поздних годов выпуска выбор ?экономичной? или ?спортивной? программы работы системы управления коробки передач осуществляется автоматически, в зависимости от характера воздействия водителя на педаль газа. При плавном, спокойном воздействии на нее реализуется ?экономичная? программа, при резком - ?спортивная?.
Зимний режим
Электронные блоки управления практически всех современных автомобилей имеют специальную программу трогания с места на скользкой дороге. Сущность заключается в том, что трогание происходит со второй или с третьей передачи (и далее переключения происходят по особому алгоритму, заложенному производителем). Обычно переключения передач происходят при низкой частоте вращения двигателя так же, как при экономичном режиме. Для включения этого режима имеется специальная кнопка или переключатель, которые могут иметь обозначения ?WINTER?, ?W?, ?HOLD?, ?SNOW?, ?*?, 2nd START. При этом режим принудительного понижения передач ?kick-down? не работает.
Режим ручного управления
Программа ручного управления предоставляет возможность принудительного переключения передач. Во время работы этой программы все автоматические переключения передач запрещены. Обозначение переключателя этого режима может быть ?М?, ?MANUAL?, ?MANU?.
Установка рычага в положение ?D? соответствует включению высшей передачи. Положение ?1? -первой передачи и т. д. Включение на скользкой дороге 2-й или 3-й передачи позволяет трогаться без пробуксовки колес.
На подъеме и с прицепом предпочтительнее двигаться на первой или второй передаче. На скользкой дороге желательно начинать движение сразу со второй или третьей передачи.
Аварийный режим
На некоторых автомобилях в случае возникновения неисправности в системе управления коробкой передач включается специальный аварийный режим. Он служит только для того, чтобы добраться до автосервиса (длительная эксплуатация автомобиля в этом режиме запрещена).
Обычно в этом режиме включается третья или вторая передача и все переключения запрещены. На некоторых моделях коробка переходит в режим ручного управления и загорается индикатор неисправности АКПП: ?Automatic Gearbox?, ?Getriebe programm?, ?Check Trans?, ?Getriebenotprogramm?,?!?, ?^?), а на некоторых моделях начинает мигать индикатор ?N?, ?D? или ?O/D OFP?.
Кикдаун (kickdown)
Если во время движения нажать до упора педаль управления дроссельной заслонкой, то в коробке передач произойдет переключение на одну или две передачи вниз. Этот режим рекомендуется использовать для получения более высоких значений ускорения, что бывает полезным, например, во время обгона. Обратное повышающее переключение в этом случае может произойти только при достижении двигателем максимальных оборотов. Если отпустить педаль управления дроссельной заслонкой, то коробка передач перейдет в штатный режим работы.
Следует иметь в виду, что на скользкой дороге во время принудительного понижения передачи ведущие колеса могут начать буксовать, что может привести к возникновению заноса.
Режимы работы автомобиля
Запуск двигателя
Для всех автомобилей с АКПП существует одно очень жесткое правило: двигатель можно заводить только при установке рычага переключения передач в положения ?Р? или ?N?. Во всех остальных случаях двигатель заводиться не должен. Если это происходит, то необходимо обратиться в автосервис для устранения этого дефекта, т. к. запуск двигателя (с автоматическим управлением оборотами при прогреве) на любом другом диапазоне приведет к движению автомобиля.
Перед началом движения необходимо прогреть масло в АКПП. Для этого необходимо переместить РВД во все положения, задерживаясь в каждом из них на несколько секунд. Затем включить один из диапазонов движения, и несколько минут удерживать автомобиль тормозом, двигатель при этом должен работать на холостых оборотах. Первое время после начала движения рекомендуется избегать динамичной езды, пока масла во всех агрегатах не прогрелось до рабочей температуры.
Начало движения
Перед началом движения всегда следует нажать на педаль тормоза, затем перевести рычаг переключения передач в нужную позицию, не нажимая при этом на педаль газа. После легкого толчка можно отпустить педаль тормоза и начать движение, воздействуя для этого на педаль газа.
При случайном переключении во время движения рычага переключения передач в положение ?N?, прежде чем вернуть его в нужное положение, следует сбросить газ и дождаться снижения оборотов двигателя до оборотов холостого хода.
Буксировка автомобиля
Запуск двигателя путем буксировки практически для всех автомобилей с автоматической коробкой передач невозможен. В случае разрядки аккумулятора рекомендуется ?прикурить? от аккумулятора другого автомобиля.
Для некоторых автомобилей имеются очень жесткие паспортные ограничения для буксировки. Например, Jeep Grand Cherokee рекомендуют транспортировать только на эвакуаторе. Немного проще у Chrysler`а с передним приводом. Автомобили с трехскоростной АКПП можно буксировать со скоростью 40 км/ч на расстояние 25 км, а с четырехскоростной АКПП ? со скоростью 72 км/ч на расстояние до 160 км. Если ограничения не указаны, то воспользуйтесь формулой 50 x 50 (буксируйте на расстояние не более 50 км со скоростью не выше 50 км/ч). И все же, какая бы машина ни была, в случае неисправной трансмиссии предпочтительнее эвакуатор. Дело в том, что в АКПП смазка осуществляется принудительно, т.е. масло подводится к каждой паре трения под давлением. Если трансмиссия неисправна, значит, нет уверенности в наличии смазки. Правда, косвенно работоспособность насоса оценить можно. Надо сравнить уровень масла при заглушенном и работающем моторе. Если уровень не меняется, о буксировке даже и не думайте.
Буксировку же осуществляйте при работающем двигателе и установке РВД в положение ?N?.
Еще один способ буксировки автомобиля с вышедшей из строя АКПП. Налейте максимально в АКПП масло, что обеспечит хоть какую-то смазку всех ее деталей.
Если все таки возникла необходимость буксировать автомобиль на далекое расстояние, рекомендуется снять приводы, правда, при этом очень велика вероятность выхода из строя ступичных подшипников, но здесь уже решать хозяину, что ему обойдется дешевле - подшипники или замена автомата.
Если же буксируют не вас, а буксируете вы, и ваш автомобиль - автомобиль с АКПП, нужно соблюдать следующие правила. Во-первых, такая буксировка - вещь вообще крайне нежелательная, но если уж сделать ничего нельзя, помните, что буксируемая машина не должна быть тяжелее буксирующей, скорость должна быть невысокой (не больше 40 км/ч), автомат должен находиться в положении "2" или "L" (ни в коем случае не на "D"! Он не должен переключаться на пониженные передачи, чтобы не было нагрузок, кроме нагрева масла), и желательно жесткое крепление с буксиром (как в случае с прицепом).
Буксировка прицепа
При буксировке прицепа надо помнить, что чем выше нагрузка, тем больше выделение тепла в гидротрансфоматоре. Если вы постоянно пользуетесь прицепом, подумайте об установке дополнительного радиатора в систему охлаждения АКПП. Кроме того, в случае длительного буксирования прицепа использование повышающей передачи нежелательно. Лучше это делать на диапазонах ?3? или ?2?.
Раскачка автомобиля
В случае необходимости раскачивать автомобиль, чтобы выбраться из песка, грязи, снега или ямы, последовательно переводите рычаг переключения передач из положения ?D? в ?R? и обратно, одновременно слегка нажимая на педаль газа. Не увеличивайте слишком сильно обороты двигателя.
Для избежания поломки автоматической коробки передач при раскачке автомобиля соблюдайте следующие правила:
не раскручивайте двигатель до максимальных оборотов и избегайте пробуксовки колес со скоростью более 20 км/ч;
притормаживайте автомобиль в точке ?зависания?. Это даст возможность системе управление полностью включить передачу;
не нажимайте на педаль газа во время переключения передачи АКПП, пока полностью не включится передача переднего или заднего хода;
если несколько попыток не привели к освобождению автомобиля, попробуйте использовать другие возможности его освобождения, например, буксировку.
Режим торможения двигателем
Для эффективного замедления на скользкой дороге и на спуске, так же как и на автомобилях с механической коробкой передач, последовательно переключая диапазоны АКПП, можно тормозить двигателем.
Торможение двигателем можно осуществить в несколько этапов:
1) перевести рычаг переключения передач в положение ?3? или выключить режим ?O/D?;
2) перевести рычаг переключения передач в положение ?2?;
3) перевести рычаг переключения передач в положение ?1?. В этом случае торможение двигателем будет наиболее эффективным.
К торможению двигателем надо подходить разумно. Перевод рычага в положение ?1? на скорости 150 км/ч может закончиться плачевно для коробки передач и для двигателя, а резкое торможение двигателем на скользкой дороге может привести к заносу. Однако на некоторых современных автомобилях для максимального торможения возможно переключение рычага из положения ?D? в ?L?. Система управления АКП будет постепенно переключать передачи вниз по достижении допустимых оборотов двигателя.
Если ваш автомобиль имеет АКПП типа Autostick (Steptronic, Tiptronic), то торможение двигателем необходимо производить последовательным понижением передач (как при езде на автомобиле с МКПП).
Особенности управления.
- Часто задается вопрос: Можно ли переключать РВД на ходу?
Можно, но только не во все положения. Категорически запрещается при движении вперед переводить РВД в положения ?Р? и ?R?. В оба эти положения рычаг можно переводить только при полной остановке автомобиля. Нарушение этого правила может привести к серьезной поломке АКПП. Кроме того, не рекомендуется во время движения переводить РВД в положение ?N?, поскольку в этом случае теряется связь колес с двигателем и резкое торможение может вызвать занос автомобиля. А во все остальные положения РВД можно спокойно переводить. В некоторых случаях это даже рекомендуется делать специально. Так перевод РВД из положения ?3? в положение ?2? увеличит эффективность торможения двигателем и т.д.
- Перевод РВД в положение ?N? в режиме городского движения не рекомендуется. Это имеет смысл только при длительных остановках в уличных пробках в жаркую погоду, для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева масла коробке.
- Для надежной фиксации автомобиля на стоянке на относительно ровных участках исправного механизма блокировки выходного вала АКПП вполне достаточно. Но если автомобиль стоит на уклоне, то включение ручного тормоза обязательно. Причем первым необходимо затянуть ручной тормоз и только после этого установить РВД в положение ?Р?. В этом случае Вы освобождаете от дополнительной нагрузки, связанной со стремлением автомобиля скатиться вниз, механизм блокировки выходного вала АКПП.
Комментариев 13
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.