БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК) Вторая жизнь
Ранее он сообщал, что в первой половине 2014 года завершится разработка эскизного проекта БЖРК. Эта разработка ведется, в том числе, в качестве ответной меры на программу мгновенного глобального удара США, которая предполагает возможность в течение часа с момента принятия решения поразить объекты в любой точке Земли.
«Мощь данного состава (БЖРК) с учетом разделяющейся головной части ракеты сможет быть приравнена к дивизии со стационарными шахтными комплексами. Мы, предварительно подсчитывая эффективность этой разработки, говорим о том, что и в ответно-встречном ударе, и особенно в возможном ответном ударе эффективность и возможности Стратегических ядерных сил увеличиваются», — сказал Каракаев.
На сегодняшний день окончательное решение по завершению разработки БЖРК не принято, ведется эскизное проектирование. «Конечно, многие поколения ракетчиков жалеют, что нет сегодня такого комплекса. Меня спрашивал об этом Верховный главнокомандующий, я доложил ему о том, что я — за БЖРК», — добавил генерал.
Руководство страны поставило перед Минобороны РФ и, в частности, РВСН задачу проанализировать экономические параметры этой разработки. «Это все, что касается нашей железной дороги с точки зрения и обеспечения движения, и самого железнодорожного полотна с учетом того, что будут перемещаться тяжелые и опасные воинские грузы», — пояснил Каракаев.
Летно-конструкторские испытания новой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты с рабочим названием РС-26, созданной на базе РС-24 «Ярс», завершатся в 2014 году, подвижной грунтовый ракетный комплекс с этой ракетой планируется поставить на боевое дежурство в 2015 году, сообщил в среду командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) РФ.
» В 2012 году новая ракета была запущена с первого государственного испытательного космодрома по полигону Кура на дальность более 5,6 тысячи километров. «Ракета задачу выполнила, условная боевая часть приземлилась на полуострове Камчатка, и на сегодняшний день ведется дальнейшая работа по доведению (ракеты) и проведению тех испытаний, которые подтвердили бы все тактико-технические характеристики».

«После проведения данной работы, которую планируется завершить в 2014 году, государственная комиссия даст заключение о приемке комплекса в эксплуатацию. В случае успешной работы, с 2015 года мы планируем постановку данного комплекса на боевое дежурство», — заявил командующий.
Уже определены, в том числе, и дивизии, где будет стоять этот комплекс». Каракаев отметил, что РС-26 — твердотопливная МБР с усовершенствованным боевым оснащением и разделяющейся головной частью.
Новая ракета будет легче «Ярса». «Мы все время говорим о том, что нам нужно уменьшать габариты (ракетных комплексов). Если мы говорим о подвижном грунтовом «Ярсе», то у нас на сегодняшний день пусковая установка весит больше 120 тонн. На этой усовершенствованной ракете мы достигнем весовых характеристик до 80 тонн, она будет легче», — подчеркнул командующий.
Были и такие сведения, что масса новой ракеты для железнодорожного комплекса не должна превышать 47 тонн. По словам Каракаева, межконтинентальная ракета будет замаскирована в вагоне-рефрижераторе длиной 24 метра. Длина самой ракеты составит 22,5 метра. Внешне «вагон-рефрижератор» не будет отличаться от обычного такого вагона; не нужно будет увеличивать количество осей. Новый «ядерный поезд» сможет передвигаться по любому маршруту, а не по специальному с укрепленными путями.
»Разработка нового боевого железнодорожного ракетного комплекса ведется в качестве ответной меры на программу мгновенного глобального удара США, подразумевающую поражение объектов противника в любой точке мира в течение не более двух часов. Ранее о необходимости разработки военно-технического ответа на американскую стратегию «молниеносного удара» заявил вице-премьер России Дмитрий Рогозин.
» Из истории:
Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года, и назначено конструкторскому бюро «Южное». Преимущества данного железнодорожного комплекса было очевидно: отследить его перемещения по огромной территории СССР было невозможно. Обладая повышенной живучестью, и большой вероятностью уцелеть, в случае нанесения удара, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара.
Несмотря на то, что для реализации проекта СССР пришлось приложить достаточно много усилий, проект был реализован.
Проектирование ракеты было поручено братьям-конструкторам, Владимиру и Алексею Федоровичу Уткины. Владимир Федорович Уткин стал генеральным конструктором КБ «Южное в 1979 году, которому было поручено создание баллистической твердотопливной ракеты РТ-23 УТТХ, получившей имя «Молодец». Максимальная дальность полета — 10 000 км, высота баллистической траектории — 800 км. В головной части располагалось 10 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый. Точность попадания — 200м. На БЖРК размещалось 3 ракетыЮ следовательно суммарное количество 30 ядерных зарядов.
Первые испытательные пуски экспериментального варианта РТ-23У состоялись на полигоне Плесецк в 1984 году,. В 1985 году начались непосредственно испытания ракет, предназначенных для железнодорожного комплекса. 18 января 1984 года состоялся первый пуск ракеты 15Ж52. Первый запуск ракеты 15Ж61 состоялся 27 февраля 1985 года.
Лётные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) производились в 1985—1987 годах на космодроме «Плесецк» (НИИП-53, г.Мирный), всего было произведено 32 пуска.
В 1988г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электомагнитного излучения («Сияние») и молниезащиту («Гроза»). В 1991г. на НИИП-53 была проведена проверка на воздействие ударной волны («Сдвиг»). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) — на расстоянии 850м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) — на расстоянии 450м торцом к центру взрыва. Ударная волна с тротиловым эквивалентом 1000т не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ.
Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к середине 1988 года было развернуто 5 полков (всего 15 пусковых установок, 4 в районе Костромы и 1 в Пермской области). Составы находились на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство составы рассредотачивались.
При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки. С 1991 года по договоренности с США, БЖРК несут боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны.
К 1991 году развернуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (в Костромской области, Пермской области и Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения России мероприятия по модернизации железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.
С 1991 года, по договорённости с США, БЖРК несли боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны.
Согласно договору СНВ-2 в 1993 году, Россия должна была снять с вооружения и уничтожить все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось 3 дивизии (Кострома, Пермь (ЗАТО Звёздный) и Красноярск), по 4 полка с тремя пусковыми установками в каждом, всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. На протяжении 2003—2007 годов были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме одной, демилитаризованной и установленной в качестве экспоната в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга, и еще одной, установленной в Техническом музее АвтоВАЗа.
5 сентября 2009 г. заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления боевых железнодорожных ракетных комплексов.

»Устройство
Замаскировать железнодорожный комплекс под обычный поезд было задачей не простой. В состав входили железнодорожные пусковые установки, вагоны обеспечения, вагоны с персоналом, и три тепловоза.
В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами.
Внешне железнодорожный комплекс выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов.
»Пусковой вагон практически идентичный обычному рефрежиратору., только имеет восемь колёсных пар. Остальные вагоны имеют по четыре колёсные пары, в этих вагонах размещаются командный пункт, системы, обеспечивающие боеготовность и пуск ракет. Пусковой вагон был оборудов раздвижной крышей, и специальным устройством, отводящим контактную сеть в сторону. Перед стартом ракета принимает вертикальное положение.
Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты около 100 тонн. Для решения проблемы перегруза пускового вагона применены специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.
Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 м.
»Пуск ракет мог осуществляться с любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути и избежать их повреждений.
Каждая из трёх пусковых установок, входящих в БЖРК, может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.
»Преимущества и недостатки
Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение мобильных установок на базе тягачей.
Также сторонники снятия комплекса приводят следующие аргументы:
Невозможность полной маскировки поезда в силу необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая, возможно, позволяет точно определять местонахождение комплекса с помощью современных средств спутниковой разведки.
Низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахт), который может быть опрокинут или уничтожен ядерным взрывом в окрестности.
Износ железнодорожных путей, по которым передвигался тяжёлый комплекс РТ-23УТТХ.
Сторонники использования БЖРК отмечают высокую мобильность поездов, способных передвигаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки и сотни км).
Расчёты, проводимые американскими специалистами применительно к железнодорожному варианту базирования МБР «MX» для железнодорожной сети США, показывают, что при рассредоточении 25 составов (в два раза большее количество, чем имела на вооружении Россия) на участках железной дороги общей протяженностью 120 тыс. км (что намного больше протяжённости главного пути российских железных дорог) вероятность поражения состава составляет всего 10 % при использовании для нападения 150-ти МБР типа «Воевода».

»Тактико-технические характеристики
Дальность стрельбы,км 10100
Головная часть
мощность заряда, Мт 10 х 0.43
вес головной части, кг 4050
Длина ракеты, м
полная 23.0
без головной части 19.0
в ТПК 21.9
Максимальный диаметр корпуса ракеты, м 2.4
Стартовый вес , т 104.80
Полетная надежность 0.98
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go, кгс/тс 31
Скорость движения, км/час 80
Первая ступень
длина,м 9.7
диаметр,м 2.4
вес,т 53.7
тяга ДУ (на земле/в пустоте),тс 218/241
Вторая ступень
длина,м 4.8
диаметр,м 2.4
тяга ДУ,тс 149
Третья ступень
длина,м 3.6
диаметр,м 2.4
тяга ДУ,тс 44
Пусковая установка
длина,м 23.6
ширина,м 3.2
высота,м 5.0
Стойкость БЖРК к ударной волне,кг/см2
в продольном направлении 0.3
в поперечном направлении 0.2



Комментариев 10
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.