✈️ Китайский самолёт – без двигателей. В прямом смысле
Американцы приостановили поставку «начинки» в Китай — и теперь у нового самолёта COMAC C919 проблемы: движков нет. Причина? Торговая ответка. Китай ранее ограничил экспорт редкоземельных металлов, а США — в ответ перекрыли доступ к технике. Итог: самолёт вроде есть, а летать не на чём. Политика на взлёте, а техника — на приколе 😬
На C919 используются двигатели CFM LEAP-1C: другие их модификации 1A и 1B используются на Airbus A320neo и Boeing 737 MAX соответственно. CFM – это совместное предприятие американской GE Aerospace и французской Safran, соответственно, США могут запретить поставку продукции, содержащей американские технологии, в другие страны.
Помимо двигателей, в C919 множество других компонентов из западных стран, в этом смысле китайский самолёт повторяет историю МС-21 и «Суперджета», которые пришлось в срочном порядке импортозамещать.
Однако есть один нюанс: у китайцев пока нет своего двигателя, а также развитой школы авиационного двигателестроения, а реверс-инжиниринг хоть и теоретически возможен (иранцы же скопировали GE J85 для истребителей), но на практике займёт несколько десятилетий, при этом скопировать можно будет только что-то очень старое.
Впрочем, разработка ведётся: китайцы к 2030 году планируют ввести в строй ACAE-CJ1000A, предназначенный для C919. Конструктивно он очень похож на хорошо известный CFM56 (используется в A320ceo и B737 Classic и NG). В апреле 2025 года заявляли, что «скоро» запланированы первые лётные испытания на C919, ранее двигатель испытывался на летающих лабораториях.
В любом случае, даже если к 2030 году серийное производство двигателей начнётся, сама программа C919 на ближайшие пять лет встанет на паузу. Пока успели передать авиакомпаниям 19 самолётов этого типа.
Комментариев 2
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.