Почему человечество не ездит по одной стороне дороги
Нет автолюбителя, который хоть раз не задумывался о подержанных ?японках? ? всем хороши, чертовки, только вот руль справа, несолидно... А знаете ли вы, что в Японии привычная для нас леворульная машина, напротив, носит налет элитарности? Как получилось, что в вопросе ?Где делать руль?? в мире не оказалось общего мнения?

До появления предмета спора человечество долго выясняло, по какой стороне дороги лучше ездить. Ответ определяли два фактора: социальный статус и то, что большинство людей ? правши. Простолюдины ходили справа, чтобы уберечь носимое на правом плече имущество. Экипажи и повозки при разъезде тоже забирали вправо ? натягивать вожжи легче в сторону более сильной руки. Пешим или конным воинам, напротив, сподручнее разойтись по левой стороне. В случае конфликта ударная рука с мечом ближе к противнику ? а если до драки не дойдет, то висящие слева на бедрах клинки не ударятся друг о друга. Поскольку воины составляли меньшинство населения, а оружие в дороге со временем перестало быть необходимостью, постепенно стало доминировать правостороннее движение. К XVIII-XIX векам транспортные потоки так выросли, что потребовалось законодательное определение правильной стороны.
Иностранные историки воображают, что текущую норму движения в России утвердил Наполеон, завоевавший (!) ее. Фигушки им с Бонапартом ? в 1752 году императрица Елизавета утерла нос просвещенной Европе, издав указ о движении карет и извозчиков в городах по правой стороне мостовой. Через четыре года английский парламент (первым в Старом Свете) принял Билль о передвижении по Лондонскому мосту по левой стороне. Кстати, в Билле записан размер первого в истории штрафа за выезд на ?встречку? ? 1 фунт серебра. Остальные английские дороги отправил налево Дорожный акт 1773 года.
Точно неизвестно, почему сыны Туманного Альбиона выбрали другую ориентацию. Предположительно, принцип взят из правил судоходства, по которым и сейчас корабли в море расходятся правым бортом. Впоследствии почти из любой ?левизны? в мире торчали уши англичан ? в Индии, Австралии, Восточной и Южной Африке, странах Тихого океана. Например, японцы ?полевели? после того, как англичане к 1872 году построили в Японии первую железную дорогу, разумеется, на свой манер. А через четырнадцать лет появились первые автомобили...
Первые безлошадные экипажи управлялись торчащим из пола рычагом ? ?поводком?. Сила для него требовалась немалая, потому водитель обычно сидел слева. Неудобный ?поводок? в 1893 году сменило рулевое колесо ? на французском автомобиле ?Панар?, созданном для гонки Париж ? Амстердам. Крутить колесо можно двумя руками, только для этого лучше сидеть прямо за ним, а не сбоку ? так главный орган управления сместился к борту машины. Вот только к какому? Сначала баранку ставили ближе к краю дороги ? справа для правостороннего движения и слева для левостороннего. Так было проще выходить водителю, лучше были видны обгоняемые гужевые повозки (обгон автомобиля в те времена ? редчайшее событие). Но машин становилось больше, и основное внимание шофера стали занимать встречные и обгоняющие авто. Поэтому его и пересадили. Первой моделью с левым рулем и правильной посадкой водителя стал Ford T 1908 года.
К 1920-м годам на подавляющем большинстве автомобилей место водителя располагалось со стороны встречного потока. Впрочем, бывали исключения. Например, до 1960-х в правосторонней Италии все модели фирмы Lancia комплектовались правым рулем ? для езды в горах. Тот же принцип все еще применяется в некоторых итальянских грузовиках. В США и Канаде автомобили, развозящие почту, до сих пор отличаются от всех остальных правым рулем ? чтобы служащий мог положить письмо в придорожный ящик, не выходя из машины.
А в Швеции до 1967 года из-за узких дорог и опасных обочин все машины имели европейский руль, но двигались слева. Это создавало проблемы при визитах в правосторонние Норвегию и Финляндию, не говоря об остальной Европе. Сначала вопрос о переходе вынесли на референдум, на котором 83% шведов сказали ?нет?. Через восемь лет парламент принял нужное постановление, уже никого не спрашивая. Ранним воскресным утром (04:50) 3 сентября 1967 года все шведские авто дружно остановились, аккуратно переползли на другую сторону дороги и в 05:00 продолжили движение.
В первый же месяц аварийность упала почти до нуля ? никогда шведы не ездили так осторожно. Увы, в течение двух лет число ДТП вернулось к прежнему уровню. Был в современной истории и единственный обратный переход ? для лучшей связи с ?англофилами? Зимбабве и ЮАР справа налево перешел Мозамбик.
Страны, не желающие подстраиваться под соседей, состыковывают разные форматы движения на границах. Там, где дорожный трафик невелик, дело может ограничиться разметкой и знаками. Но на крупных магистралях приходится строить многоуровневые развязки и специальные мосты. Многие из этих сооружений становятся настоящими шедеврами инженерного искусства.
Въезд в левостороннюю страну на правостороннем автомобиле (и наоборот) в большинстве случаев легален ? согласно Венской конвенции о дорожном движении 1968 года достаточно, что четырехколесный ?конь? соответствует правилам того государства, где он зарегистрирован. Правда, конвенция подписана не всеми ? к примеру, ее игнорирует Оман. Куда сложнее неправильному автомобилю получить постоянную прописку. В Австралии ?леворукие? машины запрещены ? те, кто их ввозят, должны обязательно потратиться на переоборудование. Исключение сделано для антикварных авто возрастом более 30 лет. В Новой Зеландии требуется специальное разрешение; ограничения не касаются дипломатов и... исследователей Антарктики, обычно использующих импортную технику. В Камбодже ?праворукие? составляют 80% автопарка, однако в 2001 году правительство их запретило, пригрозив конфискацией тем, кто не приведет транспортное средство в согласие с законом. К слову, перекидка руля там обходится в один-два среднегодовых дохода. Европейские власти не регистрируют ?праворуких? в Словакии и Литве.
Интересно, что блуждания руля никак не влияют на порядок педалей управления ? во всех странах он закреплен справа налево формулой ABC ? Accelerator Brake Clutch, то есть газ-тормоз-сцепление. Благодаря этому наш человек, арендующий машину на Кипре, хотя бы в ногах не путается. Не исключено, что стирающиеся границы государств, в конце концов, приведут и к единому расположению руля ? недаром у некоторых концептов он снова находится посередине.

До появления предмета спора человечество долго выясняло, по какой стороне дороги лучше ездить. Ответ определяли два фактора: социальный статус и то, что большинство людей ? правши. Простолюдины ходили справа, чтобы уберечь носимое на правом плече имущество. Экипажи и повозки при разъезде тоже забирали вправо ? натягивать вожжи легче в сторону более сильной руки. Пешим или конным воинам, напротив, сподручнее разойтись по левой стороне. В случае конфликта ударная рука с мечом ближе к противнику ? а если до драки не дойдет, то висящие слева на бедрах клинки не ударятся друг о друга. Поскольку воины составляли меньшинство населения, а оружие в дороге со временем перестало быть необходимостью, постепенно стало доминировать правостороннее движение. К XVIII-XIX векам транспортные потоки так выросли, что потребовалось законодательное определение правильной стороны.
Иностранные историки воображают, что текущую норму движения в России утвердил Наполеон, завоевавший (!) ее. Фигушки им с Бонапартом ? в 1752 году императрица Елизавета утерла нос просвещенной Европе, издав указ о движении карет и извозчиков в городах по правой стороне мостовой. Через четыре года английский парламент (первым в Старом Свете) принял Билль о передвижении по Лондонскому мосту по левой стороне. Кстати, в Билле записан размер первого в истории штрафа за выезд на ?встречку? ? 1 фунт серебра. Остальные английские дороги отправил налево Дорожный акт 1773 года.
Точно неизвестно, почему сыны Туманного Альбиона выбрали другую ориентацию. Предположительно, принцип взят из правил судоходства, по которым и сейчас корабли в море расходятся правым бортом. Впоследствии почти из любой ?левизны? в мире торчали уши англичан ? в Индии, Австралии, Восточной и Южной Африке, странах Тихого океана. Например, японцы ?полевели? после того, как англичане к 1872 году построили в Японии первую железную дорогу, разумеется, на свой манер. А через четырнадцать лет появились первые автомобили...
Первые безлошадные экипажи управлялись торчащим из пола рычагом ? ?поводком?. Сила для него требовалась немалая, потому водитель обычно сидел слева. Неудобный ?поводок? в 1893 году сменило рулевое колесо ? на французском автомобиле ?Панар?, созданном для гонки Париж ? Амстердам. Крутить колесо можно двумя руками, только для этого лучше сидеть прямо за ним, а не сбоку ? так главный орган управления сместился к борту машины. Вот только к какому? Сначала баранку ставили ближе к краю дороги ? справа для правостороннего движения и слева для левостороннего. Так было проще выходить водителю, лучше были видны обгоняемые гужевые повозки (обгон автомобиля в те времена ? редчайшее событие). Но машин становилось больше, и основное внимание шофера стали занимать встречные и обгоняющие авто. Поэтому его и пересадили. Первой моделью с левым рулем и правильной посадкой водителя стал Ford T 1908 года.
К 1920-м годам на подавляющем большинстве автомобилей место водителя располагалось со стороны встречного потока. Впрочем, бывали исключения. Например, до 1960-х в правосторонней Италии все модели фирмы Lancia комплектовались правым рулем ? для езды в горах. Тот же принцип все еще применяется в некоторых итальянских грузовиках. В США и Канаде автомобили, развозящие почту, до сих пор отличаются от всех остальных правым рулем ? чтобы служащий мог положить письмо в придорожный ящик, не выходя из машины.
А в Швеции до 1967 года из-за узких дорог и опасных обочин все машины имели европейский руль, но двигались слева. Это создавало проблемы при визитах в правосторонние Норвегию и Финляндию, не говоря об остальной Европе. Сначала вопрос о переходе вынесли на референдум, на котором 83% шведов сказали ?нет?. Через восемь лет парламент принял нужное постановление, уже никого не спрашивая. Ранним воскресным утром (04:50) 3 сентября 1967 года все шведские авто дружно остановились, аккуратно переползли на другую сторону дороги и в 05:00 продолжили движение.
В первый же месяц аварийность упала почти до нуля ? никогда шведы не ездили так осторожно. Увы, в течение двух лет число ДТП вернулось к прежнему уровню. Был в современной истории и единственный обратный переход ? для лучшей связи с ?англофилами? Зимбабве и ЮАР справа налево перешел Мозамбик.
Страны, не желающие подстраиваться под соседей, состыковывают разные форматы движения на границах. Там, где дорожный трафик невелик, дело может ограничиться разметкой и знаками. Но на крупных магистралях приходится строить многоуровневые развязки и специальные мосты. Многие из этих сооружений становятся настоящими шедеврами инженерного искусства.
Въезд в левостороннюю страну на правостороннем автомобиле (и наоборот) в большинстве случаев легален ? согласно Венской конвенции о дорожном движении 1968 года достаточно, что четырехколесный ?конь? соответствует правилам того государства, где он зарегистрирован. Правда, конвенция подписана не всеми ? к примеру, ее игнорирует Оман. Куда сложнее неправильному автомобилю получить постоянную прописку. В Австралии ?леворукие? машины запрещены ? те, кто их ввозят, должны обязательно потратиться на переоборудование. Исключение сделано для антикварных авто возрастом более 30 лет. В Новой Зеландии требуется специальное разрешение; ограничения не касаются дипломатов и... исследователей Антарктики, обычно использующих импортную технику. В Камбодже ?праворукие? составляют 80% автопарка, однако в 2001 году правительство их запретило, пригрозив конфискацией тем, кто не приведет транспортное средство в согласие с законом. К слову, перекидка руля там обходится в один-два среднегодовых дохода. Европейские власти не регистрируют ?праворуких? в Словакии и Литве.
Интересно, что блуждания руля никак не влияют на порядок педалей управления ? во всех странах он закреплен справа налево формулой ABC ? Accelerator Brake Clutch, то есть газ-тормоз-сцепление. Благодаря этому наш человек, арендующий машину на Кипре, хотя бы в ногах не путается. Не исключено, что стирающиеся границы государств, в конце концов, приведут и к единому расположению руля ? недаром у некоторых концептов он снова находится посередине.
Комментариев 13
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.